5. Наглядное средство представления состава и структуры системы называется …
6. Генеалогическое дерево семьи является ____________ информационной моделью.
7. Проведение исследований на реальном объекте с последующей обработкой результатов эксперимента является _____________ моделированием.
8. Визуальное, удобное в управлении представление пространственных данных является одной из главных задач __________ моделирования.
9. Генетические алгоритмы и генетическое программирование являются инструментами _____________ моделирования.
10. Знаковой моделью является …
11. Из предложенных требований, предъявляемых ко всем моделям, общим не является _________________модели.
12. Схема электрической цепи является _____________ информационной моделью.
13. Для прогноза экономического развития региона применяется(-ются) …
14. Сетевой информационной моделью может быть представлена(-о) …
15. Правильный порядок этапов математического моделирования процесса следующий:
16. Модели, представляющие собой совокупность полезной и нужной информации об объекте, называются …
17. Наглядное средство представления состава и структуры системы называется …
18. Основанием классификации моделей на материальные и информационные является …
19. Генеалогическое дерево семьи является ____________ информационной моделью.
20. Знаковой моделью является …
22. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает …
существенные стороны данного объекта | |||
все стороны данного объекта | |||
всегда внешний вид объекта | |||
несущественные стороны данного объекта |
25.
Создается информационная модель, описывающая олимпиаду по физике. Модель позволяет получить следующую информацию:
- фамилию участника, набравшего максимальное количество баллов в теоретическом туре;
- фамилию учителя физики и номер школы, в которой учится участник, набравший максимальное количество баллов в практическом туре;
- возраст участника, набравшего максимальную сумму баллов по двум турам.
Построенная модель не должна содержать избыточную информацию. Признаками объекта, которые должны быть отражены в информационной модели, являются …
26. Искусственный интеллект – научное направление, связанное с машинным моделированием человеческих интеллектуальных функций, в основе которого лежат положения науки …
Экономические связи между странами, отраженные на рисунке, можно представить с помощью ____________ модели.
25. Результатом процесса формализации является ___________ модель.
26. Модель абсолютно упругого столкновения двух тел, записанная в виде формул, является …
27. Общим свойством всех моделей не является …
29. Компьютерное имитационное моделирование землетрясения позволяет …
30. В процессе моделирования формирование представления о составляющих исходного объекта осуществляется на этапе …
31. Упрощенное представление реального объекта называется …
Операционные системы
1. Сетевые операционные системы – это комплекс программ, которые …
2. Основными функциями операционных систем являются …
3. « Корзина» в OC Windows – это папка для …
4. В данном окне отсутствует _______________ меню.
5. Для смены фонового рисунка на экране монитора
в ОС Windows в окне «Свойства: Экран» необходимо перейти на вкладку …
Операционной системой является …
8. Процесс установки и настройки программного обеспечения для работы в операционной системе называется …
9. Некоторые пункты меню справа отмечены многоточием. Выбор такого пункта …
10. Основными функциями операционных систем являются …
Решение:
Основу системного программного обеспечения составляют программы, входящие в операционные системы компьютеров.
Основные функции ОС:
- выполнение по запросу программ тех достаточно элементарных (низкоуровневых) действий, которые являются общими для большинства программ и часто встречаются почти во всех программах (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.);
- загрузка программ в оперативную память и их выполнение;
- стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода);
- управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти);
- управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жесткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе;
- обеспечение пользовательского интерфейса;
- сетевые операции, поддержка стека сетевых протоколов.
Дополнительные функции ОС:
- параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность);
- эффективное распределение ресурсов вычислительной системы между процессами;
- разграничение доступа различных процессов к ресурсам;
- организация надежных вычислений (невозможности одного вычислительного процесса намеренно или по ошибке повлиять на вычисления в другом процессе), основанная на разграничении доступа к ресурсам;
- взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация;
- защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от действий пользователей (злонамеренных или по незнанию) или приложений;
- многопользовательский режим работы и разграничение прав.
11. В состав интегрированного пакета Microsoft Office входят …
Презентация
Презентация (power point)
1. На приведенном рисунке осуществляется …
2. С помощью приведенного на рисунке окна можно …
3. Режим сортировщика слайдов предназначен для …
4. Если в ситуации, представленной на рисунке, отпустить левую кнопку мыши, то …
5. Для данного слайда справедливо утверждение о том, что …
Тест по теме «Модели и моделирование»
Вариант 1
1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
а) все стороны данного объекта;
б) некоторые стороны данного объекта;
в) существенные стороны данного объекта;
г) несущественные стороны данного объекта.
2. Результатом процесса формализации является:
а) описательная модель; в) графическая модель;
б) математическая модель; г) предметная модель.
3. Информационной моделью организации занятий в школе является:
а) свод правил поведения учащихся; в) расписание уроков;
б) список класса; г) перечень учебников.
4. Материальной моделью является:
а) макет самолеты; в) чертеж;
б) карта; г) диаграмма.
5. Генеалогическое дерево семьи является:
б) иерархической информационной моделью;
в) сетевой информационной моделью;
г) словесной информационной моделью.
а) анатомический муляж; в) модель корабля;
б) макет здания; г) диаграмма.
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната;
г) температура.
8. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
1) анализ результата; 3) определение целей моделирования;
2) проведение исследования; 4) поиск математического описания.
Соответствует последовательности:
а) 3 – 4 – 2 – 1; в) 2 – 1 – 3 – 4;
б) 1 – 2 – 3 – 4; г) 3 – 1 – 4 – 2;
9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?
а) из нескольких; в) из бесконечного числа;
б) из одного; г) она не делима.
10. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т. п. между объектами?
а) схемой; в) таблицей;
б) сетью; г) деревом .
11. Устное представление информационной модели называется:
а) графической моделью; в) табличной моделью;
б) словесной моделью; г) логической моделью.
12. Упорядочение информации по определенному признаку называется:
а) сортировкой; в) систематизацией;
б) формализацией; г) моделированием.
Вариант 2
1. Как называется упрощенное представление реального объекта?
а) оригинал; в) модель;
б) прототип; г) система.
2. Процесс построения моделей называется:
а) моделирование; в) экспериментирование;
б) конструирование; г) проектирование
3. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
а) таблица; в) схема;
б) график; г) чертеж.
4. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
а) материальные; в) предметные;
б) информационные; г) словесные.
5. Схема электрической цепи является:
а) табличной информационной моделью;
б) иерархической информационной моделью;
в) графической информационной моделью;
г) словесной информационной моделью
6. Знаковой моделью является:
а) карта; в) глобус;
б) детские игрушки; г) макет здания.
7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:
а) конвекция воздуха в комнате;
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната;
г) температура.
8. Правильные определения понятий приведены в пунктах
1) моделируемый параметр – признаки и свойства объекта – оригинала, которыми должна обязательно обладать модель;
2) моделируемый объект - предмет или группа предметов, структура или поведение которых исследуется с помощью моделирования;
3) закон – поведение моделируемого объекта.
а) 1 – 2 – 3; в) 1 – 3;
б) 2 – 3; г) 1 – 2.
9. Инструментом для компьютерного моделирования является:
а) сканер; в) принтер;
б) компьютер; г) монитор.
10. Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?
а) таблица; в) текст;
б) граф; г) рисунок.
11. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?
а) словесные; в) табличные;
б) графические; г) логические.
12. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:
а) графического редактора; в) операционной системы;
б) текстового редактора; г) языка программирования.
Кроссворд по теме «Модели и моделирование»
По горизонтали:
1. Некоторый предмет.
2. Описание модели с помощью формального языка.
3. Граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т. п. между объектами.
4. Общее название моделей, которые можно осязать.
5. Инструмент для компьютерного моделирования.
6. Общее название моделей, которые представляют из себя совокупность полезной и нужной информации об объекте.
По вертикали:
7. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов.
8. Средство для наглядного представления состава и структуры системы.
9. Процесс построения моделей.
10. граф, отображающий последовательность выполнения действий.
11. Упрощенное представление реального объекта, процесса или явления.
Ответы:
По горизонтали:
1. объект; 2. формализация; 3.дерево; 4. материальные; 5. компьютер; 6. информационные.
По вертикали:
7. таблица; 8. граф; 9. моделирование; 10. схема; 11. модель.
Цели урока:
- Дидактическая: обобщить знания по теме: «Модели, моделирование, формализация», проверить знания по данной теме, сформировать знания об основных формах представления моделей. Научить выбирать оптимальную форму представления моделей в зависимости от условий задачи.
- Развивающая: развить ассоциативное мышление, сформировать у студентов операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений при создании моделей.
- Воспитательная: сформировать устойчивое внимание студентов, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок получения и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы проведения:
- информационный;
- иллюстративный;
- репродуктивный.
В процессе объяснения преподаватель демонстрирует слайды презентации. (Приложение 2)
Оборудование урока: ЭВМ, мультимедиа проектор, карточки с заданиями, тест, компьютерная презентация.
Этапы урока:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
- актуализация полученных знаний;
- объяснение нового материала;
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
- закрепление знаний при помощи тестов;
- подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на урок. Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний:
а) фронтальный опрос (учащиеся отвечают на вопросы по теме «Моделирование и формализация»
Вопросы:
- Как называется упрощенное представление реального объекта? (Модель.)
- Как называется процесс построения моделей? (Моделирование.)
- Как называется процесс описания модели на формальном языке? (Формализация.)
- Макеты, муляжи - это материальные или информационные модели? (Материальные.)
- Схема электрической цепи - это материальная или информационная модель? (Информационная.)
- Состояние системы в конкретный момент времени называется статической или динамической моделью? (Статической.)
- Изменение состояния системы в некоторый период времени называется статической или динамической моделью? (Динамической.)
- Описание модели с помощью формального языка. (Формализация.)
б) индивидуальный опрос по карточкам. (Приложение 1)
III. Изучение нового материала.
Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной и знаковой форме, то есть зрительные образы объектов зафиксированы на каком-либо носителе информации. Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).
В информатике, прежде всего мы рассматриваем те модели, которые можно создавать и исследовать с помощью компьютера: графики, диаграммы, таблицы, тексты.
Благодаря развитию графического интерфейса и графических пакетов прикладных программ, широкое распространение получило компьютерное моделирование внешнего вида и структуры объектов.
Предметом компьютерного моделирования могут быть: промышленное предприятие, технологический процесс, экономическая деятельность фирмы или банка и т. д.
Цели компьютерного моделирования могут быть различными, но чаще всего это получение данных, которые могут быть использованы для подготовки и принятия решений социального, экономического, технического характера.
Виды информационных структур являются и формами представления моделей.
Первый способ представления данных – реляционный (табличный) . Используется для описания объектов, обладающих одинаковым набором свойств. В табличной информационной модели обычно перечень объектов размещен в ячейках первого столбца таблицы, а значения их свойств – в других столбцах.
Табличная форма придает лаконичность и наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных.
Существуют таблицы различных типов:
- таблицы типа «объект-свойство»;
- таблицы типа «объект-объект»;
- таблицы типа «объекты-объекты-много…»;
- таблицы типа «объекты-свойства-объекты»
Рассмотрим первый тип: таблицы типа «объект-свойство ».
Таблица студентов, принимающих участие в соревновании по баскетболу.
Фамилия, имя |
Дата рождения |
Группа здоровья |
Рост
|
Вес
|
|
Пирогов Юра |
основная |
||||
Попов Миша |
основная |
||||
Сергеев Саша |
основная |
||||
Горина Оля |
основная |
При составлении таблицы в нее включается только та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведений, которые включены в таблицу, существуют и другие: адрес проживания, место работы родителей и др. Однако для составителя таблицы достаточно сведений, которые позволяют отобрать студентов для участия в соревновании. То есть, эта таблица действительно является информационной моделью для тренера по баскетболу.
В одной строке содержится информация об одном объекте (фамилия студента) или событии, а столбцы - отдельные характеристики (свойства) объекта или события.
Второй тип: таблицы типа «объект-объект».
Примером такой таблицы является таблица успеваемости.
Строки, относящиеся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов.
Второй способ представления данных – иерархический .
Рассматриваются объекты одного класса, расположенные по разным уровням, когда каждый элемент высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня.
Граф является удобным способом наглядного представления структуры информационных моделей.
Пример: генеалогическое древо семьи Романовых:
Сетевое представление данных используется для отражения систем со сложной структурой, в которой связи между элементами имеют произвольный характер. Например: сети Интернет, музейная, библиотечная, клубная сети и др.
Сейчас сетевой подход используют для описания взаимодействия каких-либо сообществ, причем считается, что подобный вид взаимодействия считается самым эффективным.
Пример: схема подключения сети Интернет.
Кроме данных форм представления существуют другие формы представления моделей, но не рассматриваемые с позиции способов моделирования. Формами представления информационных моделей могут быть: словесное описание, рисунок, схема, чертеж, формула, компьютерная программа и др.
IV. Практическая работа.
- Построить табличную модель, содержащую цены на компьютерные комплектующие на текущий момент.
- Построить компьютерную модель генеалогического древа своей семьи (предыдущее домашнее задание: подобрать материал для создания модели о своей семье).
- Построить сетевую модель транспортной схемы своего района.
V. Закрепление знаний при помощи тестов.
Вариант №1
- Модель по сравнению с моделирующим объектом содержит:
а) столько же информации;
б) больше информации;
в) меньше информации;
г) никакой информации. - Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:
в) комната;
г) температура. - Информационной моделью организации занятий в школе является:
а) свод правил поведения учащихся;
б) список класса;
в) расписание уроков;
г) перечень учебников. - Генеалогическое дерево семьи является:
б) иерархической информационной моделью;
в) сетевой информационной моделью; - Знаковой моделью является:
а) анатомический муляж;
б) макет здания;
в) модель корабля;
г) диаграмма. - Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования:
а) конвекция воздуха в комнате;
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната;
г) температура. - Из скольких объектов, как правило, состоит система?
а) из нескольких;
б) из одного;
в) из бесконечного числа;
г) она не делима. - Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и тому подобное между объектами?
а) схемой;
б) сетью;
в) таблицей;
г) деревом. - Упорядочение информации по определенному признаку называется:
а) сортировкой;
б) формализацией;
в) систематизацией;
г) моделированием.
а) таблица;
б) граф;
в) текст;
г) рисунок.
Вариант №2
- Как называется упрощенное представление реального объекта?
а) оригинал;
б) прототип;
в) модель;
г) система. - Схема электрической цепи является:
а) табличной информационной моделью;
б) иерархической информационной моделью информационной моделью;
в) графической информационной моделью информационной моделью;
г) словесной информационной моделью. - Информационная модель, состоящая из строк и столбцов называется:
а) таблица;
б) график;
в) схема;
г) чертеж. - Знаковой моделью является:
а) карта;
б) детские игрушки;
в) глобус;
г) макет здания. - Инструментом для компьютерного моделирования является:
а) сканер;
б) компьютер;
в) принтер;
г) монитор. - Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?
а) таблица;
б) граф;
в) текст
г) рисунок. - Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?
а) словесные;
б) графические;
в) табличные;
г) логические; - Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:
а) графического редактора;
б) текстового редактора;
в) операционной системы;
г) языка программирования. - Результатом процесса формализации является:
а) описательная модель;
б) математическая модель;
в) графическая модель;
г) предметная модель. - Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
а) все стороны данного объекта;
б) некоторые стороны данного объекта;
в) существенные стороны данного объекта;
г) несущественные стороны данного объекта.
Самопроверка. Выставление оценки.
Критерии оценки:
- «5» -95%
- «4» -80%
- «3» -65%
- «2» - до 65%
VI. Подведение итогов.
Рефлексия.
Вопросы для студентов:
- Что было наиболее сложным и трудным при выборе темы для моделирования?
- Что было непонятно при выполнении практической работы на компьютере?
- Почему вы выбрали данный объект или явление для моделирования?
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Найдите в учебной литературе примеры жизненных задач и моделей, используемых для их решения в виде таблиц, схем, чертежей, формул и т. д.
Использованные источники и литература
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И. Михайлова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11: Методическое пособие / Н.Д.Угринович. - 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Современный урок. Колледж сервиса и туризма Издательство учебно-методической литературы, 2009
- Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса Н.Д.Угринович. - 2-е изд., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика 10-11. А. г. Гейн, «Просвещение», 2005.
Термины как «Модель» и «Моделирование» представляются в виде образов, отражающих характеристики и функции каких-либо подлинных предметов.
В повседневной жизни довольно часто встречаются примеры графических информационных моделей, с помощью которых можно наглядно представить всю сложность каких-либо реальных процессов. Если глубоко анализировать примеры всех информационных моделей, то можно остановиться на графических, математических, словесных и табличных вариантах. А для удобства работы с создаваемыми примерами моделей, можно условно разделить их на основные блоки: по сферам применения, по виду представления, по отрасли знаний, по временному фактору. Кроме того, разделение возможно и по типу построения. А в зависимости от способа представления есть примеры знакового или образно-знакового вида. Примером образной информационной модели является представление материала в графическом или табличном виде. А информационной знаковой моделью является сама схема, текст и т.д. То есть отображение характеристик какого-либо объекта посредством формального языка. В свою очередь, знаковые информационные модели подразделяются на словесные, геометрические, структурные, логические и специальные.
Одним словом, все информационные модели помогают человеку упорядочить характеристики объектов или предметов, встречающихся ему в повседневной жизни.
Тест по теме «Модели и моделирование»
Вариант 1
1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:
а) все стороны данного объекта;
б) некоторые стороны данного объекта;
в) существенные стороны данного объекта;
г) несущественные стороны данного объекта.
2. Результатом процесса формализации является:
а) описательная модель; в) графическая модель;
б) математическая модель; г) предметная модель.
3. Информационной моделью организации занятий в школе является:
а) свод правил поведения учащихся; в) расписание уроков;
б) список класса; г) перечень учебников.
4. Материальной моделью является:
а) макет самолеты; в) чертеж;
б) карта; г) диаграмма.
5. Генеалогическое дерево семьи является:
в) сетевой информационной моделью;
г) словесной информационной моделью.
а) анатомический муляж; в) модель корабля;
б) макет здания; г) диаграмма.
7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования:
в) комната;
г) температура.
8. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
1) анализ результата; 3) определение целей моделирования;
2) проведение исследования; 4) поиск математического описания.
Соответствует последовательности:
а) 3 – 4 – 2 – 1; в) 2 – 1 – 3 – 4;
б) 1 – 2 – 3 – 4; г) 3 – 1 – 4 – 2;
9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?
а) из нескольких; в) из бесконечного числа;
б) из одного; г) она не делима.
10. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами?
а) схемой; в) таблицей;
б) сетью; г) деревом .
11. Устное представление информационной модели называется:
а) графической моделью; в) табличной моделью;
б) словесной моделью; г) логической моделью.
12. Упорядочение информации по определенному признаку называется:
а) сортировкой; в) систематизацией;
б) формализацией; г) моделированием.
Вариант 2
1. Как называется упрощенное представление реального объекта?
а) оригинал; в) модель;
б) прототип; г) система.
2. Процесс построения моделей называется:
а) моделирование; в) экспериментирование;
б) конструирование; г) проектирование
3. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
а) таблица; в) схема;
б) график; г) чертеж.
4. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?
а) материальные; в) предметные;
б) информационные; г) словесные.
5. Схема электрической цепи является:
а) табличной информационной моделью;
б) иерархической информационной моделью;
в) графической информационной моделью;
г) словесной информационной моделью
6. Знаковой моделью является:
а) карта; в) глобус;
б) детские игрушки; г) макет здания.
7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:
а) конвекция воздуха в комнате;
б) исследование температурного режима комнаты;
в) комната;
г) температура.
8. Правильные определения понятий приведены в пунктах
1) моделируемый параметр – признаки и свойства объекта – оригинала, которыми должна обязательно обладать модель;
2) моделируемый объект- предмет или группа предметов, структура или поведение которых исследуется с помощью моделирования;
3) закон – поведение моделируемого объекта.
а) 1 – 2 – 3; в) 1 – 3;
б) 2 – 3; г) 1 – 2.
9. Инструментом для компьютерного моделирования является:
а) сканер; в) принтер;
б) компьютер; г) монитор.
10. Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?
а) таблица; в) текст;
б) граф; г) рисунок.
11. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?
а) словесные; в) табличные;
б) графические; г) логические.
12. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:
а) графического редактора; в) операционной системы;
б) текстового редактора; г) языка программирования.