Для того, чтобы преодолеть ритмические трудности, научиться "видеть" ритм в записанной форме. Вам необходимо отработать наиболее употребимые ритмические формулы. В конечном итоге любой ритм состоит из набора ритмических комбинаций. Выучив их наизусть. Вы уже не будете высчитывать длительности, этот процесс будет происходить у Вас автоматически. Изученные формулы не стоит рассматривать как "пройденный, понятный материал". Понять, т.е. разобраться в каком либо ритмическом рисунке можно очень быстро. Но наша задача довести восприятие записанных формул до полного автоматизма, который вырабатывается только при регулярных ежедневных занятиях. Поэтому к данному разделу пособия, посвящённому отработке ритмических рисунков, Вам нужно будет возвращаться вновь и вновь. С каждым днём на это Вы будете тратить всё меньше и меньше времени.

Практические занятия начнём с отработки ритмических рисунков на основе больших длительностей. Как Вы понимаете, чем короче длительности, тем сложнее могут быть их вариации и комбинации. Не старайтесь выполнять упражнения в быстром темпе, наоборот медленный темп приносит больше пользы. Выполните следующее упражнение: установите метроном на темп не более 80 уд/мин. Следуя темпу, лёгкими ударами ноги выдерживайте размер, а в ладоши хлопайте в тот момент, когда нужно извлечь звук. В приведённом ниже примере - размер 4/4, то есть за один такт Вы должны сделать 4 удара ногой (соответственно долям). Целая нота звучит весь такт, значит на 1-ю (сильную) долю каждого такта Вы хлопаете в ладоши.

Во втором примере две целых ноты залигованы, т.е. нота СИ в данной записи должна звучать два такта. В размере 2/4 целый такт будут звучать половинные ноты:

В конце каждой строки нотоносца Вы видите двойную тактовую черту с двумя точками, которая говорит о повторении музыкального отрезка, т.е. упражнения играются по 2 раза.

В размере 3/4 нота будет звучать целый такт в том случае, если к половинной длительности добавить четвертную (3/4=2/4+1/4). Отработайте рисунок, соблюдая размер.

Опережение взгляда

При постоянной игре по нотам со временем у музыканта вырабатывается метод опережения взгляда, т.е. исполнитель смотрит не на те ноты, которые играет в данный момент, а заглядывает чуть вперёд. Опытные музыканты могут анализировать ноты на несколько тактов вперёд. (Это зависит от насыщенности нотного текста, его информативности.) Именно благодаря этой способности (опережающему анализу нотного текста), такие исполнители с лёгкостью играют с листа.

Необходимость опережения взгляда обусловлена тем, что поступающую нотную информацию необходимо "обработать", а на это требуется время. Опережение взгляда даёт музыканту время "подумать" и, чем больше этого времени, (т.е. чем дальше взгляд) тем увереннее будет чтение нотного текста.

Если проанализировать данную технику, то легко понять, что опережающий взгляд "изучает" нотный текст и откладывает его в "оперативную память". Играет же музыкант данный текст в нужное время уже по памяти, а взгляд его находится впереди. Это может происходить тогда, когда исполнителю "всё ясно", т.е. он предслышит звучание нотного текста.

Постарайтесь выполнить следующее упражнение: до начала игры бегло охватите весь музыкальный отрезок. Соблюдая счёт, играйте первый такт (паузу), а в это время перенесите взгляд на следующий такт, проанализировав его, будьте готовы его играть (дождавшись сильной доли). Итак, начиная играть один такт, переносите взгляд на следующий, тем более что при игре звучащих целый такт нот нет необходимости смотреть на уже извлечённую ноту.

Упражнения

При игре последнего такта переносите взгляд на начало упражнения (так как в конце мы видим знак повторения).

В следующих упражнениях рассмотрены варианты ритмических формул половинными длительностями в размере 4/4.

В размере 3/4 такт состоит из нот длительностью 2/4+1/4

Следующее упражнение отрабатывайте с опережением взгляда:

Целые и половинные длительности нот - наиболее простые ритмические фигуры, не представляющие больших трудностей. Дальнейшее дробление длительностей будет усложнять ритмические рисунки, поэтому переходить к каждой следующей формуле можно только после твёрдого усвоения предыдущего материала.

Необходимо отметить некоторые особенности записи размера, которые могут встретиться Вам в нотной литературе. Иногда размер 4/4 обозначают знаком С:

Размер 4/4 можно представить как 2/2, который записывается знаком и длительности высчитываются на РАЗ-ДВА.

В основном размер 2/2 применяется в быстрых темпах для облегчения счёта, хотя, так или иначе, его можно рассматривать как обычный размер 4/4. В размере 4/4 первая доля сильная, 2-я слабая, 3-я относительно сильная (начало 2-й ритмической ячейки 2/4) и 4-я слабая. В размере считается только сильная доля и относительно сильная (cм схему).

После того, как Вы усвоите предыдущий материал. Вы можете переходить к отработке ритмических формул, основанных на четвертных длительностях:

В размере 4/4:

В размере 3/4:

В сочетании половинных и четвертных:

В размере 4/4:

Задание

Проиграйте следующие ритмические отрезки в медленном темпе. Исходя из размера ногой отстукивайте те доли, которые изображены над нотоносцем. В ладоши прохлопывайте ноты, стараясь точно выдерживать их длительности:

По мере выработки навыка опережения взгляда постепенно увеличивайте темп. В быстром темпе 4/4 можно представить как .

Ритмические рисунки с использованием восьмых

Две восьмые ноты в сумме образуют длительность, равную четвертной ноте. Ритмические рисунки с использованием восьмых становятся более разнообразными и сложными по сравнению с теми, что мы изучали ранее. Отрабатывать нижеследующие комбинации ритмических формул необходимо по тем же принципам, только для чёткого определения восьмых нот счёт каждой доли, также как и ноты, разобьём на две части - РАЗ-И, ДВА-И и т.д.

При игре упражнений отстукивайте ногой четвертные счётные доли, при этом на каждый удар ноги восьмые ноты будут представлять собой два одинаковых по времени хлопка в ладоши.

В следующем упражнении приведены различные комбинации восьмых пауз в размере 2/4:

Некоторую сложность на начальном этапе могут вызывать синкопы на восьмых нотах. В музыкальной практике при изучении нотных транскрипции джаз и рок-музыки такие синкопы Вам будут встречаться довольно часто. Поэтому тщательно закрепите в своём сознании межтактовые (упр.1) и междолевые (упр.2) синкопы. Упражнения выполняйте в медленном темпе, доводя их до автоматизма.

Затактом называется неполный такт , с которого начинается музыкальное произведение или отдельная фраза.

Счётные доли затакта, естественно, соответствуют размеру. Если затакт, например, состоит из одной восьмой ноты, то это значит, что Вам необходимо сыграть эту ноту на счёт И после ДВА.

Упражнения

Для того, чтобы Ваши навыки восприятия ритмов вырабатывались быстрее, очень полезно записывать ритмические рисунки знакомых Вам мелодии, песен и т.д. в нотном виде. Не фиксируя высотные характеристики ноты, отражая только ритмические фигуры (например на ноте СИ), Вы уже через несколько дней ощутите прогресс. Начинать целесообразнно с самых простых песен. Польза данных упражнений состоит в том, что ритмические рисунки, которые Вы запишете в нотах, надолго откладываются в память. После того, как Вы начнёте быстро справляться с песнями, нужно усложнять задачу - записывать ритмические партии гитарных композиций, соло с магнитофона. Пользу от этих упражнений трудно переоценить; Вы развиваете ритмический слух, вырабатываете нотные стереотипы различных ритмов, "пропитываетесь" фирменной ритмической фразировкой и т.д.

Пример

Как записать мелодию ритмически? В качестве примера возьмём простую песню "Подмосковные вечера". В начале необходимо определить метр песни, т.е. количество долей от одной сильной доли до следующей сильной доли. В данной песне метр двудольный. Далее, отстукивайте ногой (в темпе мелодии) счётные доли, а в ладоши хлопайте ноты (слоги), которые поются в данной песне. После этого запишите ритм песни в нотную тетрадь.

Если у вас есть синтезатор, вам наверняка захочется максимально использовать его функции на практике. Научиться этому несложно: зная, как правильно подобрать мелодию на синтезаторе , вы сможете самостоятельно, практически один в один, воспроизвести звучание любой группы музыкальных инструментов.

С чего начать

Начинать лучше всего с известных мелодий, звучание которых вам хорошо знакомо. Однако чтобы учесть все нюансы произведения и полностью передать всю его красоту и благозвучие, следует предварительно прослушать его запись.  Но не просто прослушать, а проанализировать: с какого инструмента начинается мелодия, каков ее темп, ритмический рисунок, какой инструмент используется в сольной партии, а какие участвуют в создании музыкального фона. Как правило, одного прослушивания бывает недостаточно для подробного анализа, поэтому желательно прослушать запись несколько раз. Можно составить для себя небольшой план, который поможет вам правильно сориентироваться при подборе музыки.

Выбор стиля, ритма, инструментов

Итак, произведение проанализировано, план составлен – пора садиться за инструмент. Не спешите убирать диск с оригиналом, включите его еще раз и во время звучания музыки подберите нужный темп. Затем в соответствии с музыкальным стилем произведения найдите такой же стиль на синтезаторе. Выберите наиболее подходящую ритмическую группу, включите автоаккомпанемент – так вы создадите ритмическую основу произведения, на которую затем будут наслаиваться другие инструменты. После этого подберите мелодию, выбрав звучание нужного инструмента. Проиграйте все вместе – уже близко к оригиналу, правда? Если вы чувствуете, что не хватает музыкального фона, можете добавить звучание нужного инструмента, группы инструментов (струнных, духовых, народных) или электронного вокала. Вот теперь вы можете с удовольствием наслаждаться любимой музыкой в собственном исполнении!

Для памяти

И еще один важный момент: чтобы каждый раз не подбирать любимые мелодии заново, заведите специальный блокнот и запишите туда цифровой набор произведения, которое вы только что подобрали: темп, номер стиля, номера основных и дополнительных инструментов. Пользуясь такой «шпаргалкой» в следующий раз вы без труда сможете сыграть произведение, которое когда-то подбирали.

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме "Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов". Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дом детского творчества «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Педагога дополнительного образования Москвиной О.С.

Тема:

«Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов»

г. Санкт-Петербург

2016 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой описание конспекта занятия по теме «Работа над ритмом с помощью ритмических упражнений и музыкальных инструментов».

Методическая разработка будет полезна педагогам хоровых студий и вокальных ансамблей. Представляет собой спектр ритмических упражнений для развития чувства ритма у детей от 7 до 12 лет. Предлагаемые ритмические упражнения будут наиболее эффективны для детей уже знакомых с начальными азами нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, простые размеры (2/4,3/4,4/4), длительности (восьмые, четверти).

Ритмические задания являются одним из самых интересных разделов в работе с хором или вокальным ансамблем. Они пользуются интересом у детей и всегда вызывают коллективные положительные эмоции. В первую очередь это связано с тем, что упражнения проводятся в игровой форме и включают в себя упражнения на внимание, реакцию, скорость. Задания позволяют работать со всеми детьми одновременно и делить детей на команды, подгруппы. Сюда входят упражнения канонического принципа или упражнения на метро ритм с поочередным выделением сильных и слабых долей.

Главным принципом в отработке ритмических упражнений является – достижение синхронного исполнения ритмического рисунка в каждом конкретном задании.

Для достижения синхронного выполнения ритмических заданий в ходе занятия предлагаются различные варианты ритмических упражнений с использованием:

Хлопков руками (в положениях сидя, стоя, в движении)

Отбивание ритма ногами (в положениях сидя, стоя, в движении)

Использование ритмических и словесных канонов

Скороговорок, фраз, словосочетаний

Музыкальных инструментов: шейкер, ложки, колотушка, треугольник и др.

Цель.

Развитие чувства ритма у детей.

Задачи.

Образовательные:

Учиться технически осмысленному исполнению произведения;

- учиться определять на слух размер такта;

Учиться на слух определять простейшие ритмические комбинации;

Развивать чувство музыкальной формы;

Легче разучивать произведение по нотам и наизусть.

Развивающие:

- развивать внимание, воображение, музыкальную память;

Развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать творческую активность в поисках новых ритмических рисунков;

- развивать мотивацию к музыкальной деятельности;

Развивать коммуникативные навыки детей;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (рассказ, объяснение, диалог);

Иллюстративный в сочетании с репродуктивным (показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимися).

Эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания ритмических заданий).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

Побуждение к самоконтролю;

Поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Современные образовательные технологии:

Технология развивающего обучения;

Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, физические упражнения на комбинаторность);

Игровые технологии: познавательные, развивающие, коммуникативные .

Вид занятия: комбинированное занятие.

Возраст детей: 7-10 лет.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

Наглядные пособия: Скороговорки, карточки слов, словосочетаний, фраз, карточки «ритмические фигурки», карточки со словами-парами, музыкальные инструменты.

Оборудование: фортепиано, стулья.

План занятия:

1. Организационный момент. 2 мин.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме» 3 мин.

3. Объяснение педагогом темы «Ритм» 3 мин.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ. 3 мин.

5. Игра «Веселые такты» 3 мин.

6. Игра «Собери слово». 4 мин.

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому». 3 мин.

8. «Убери слово» 4 мин.

9. Каноническая Игра «Тик-Так» 3 мин.

10. Живой оркестр 15 мин.

11. Подведение итогов, рефлексия 5 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с интересной темой, которая нам с вами встречается каждый день, когда мы слышим музыку, это - «Ритм»! На нашем занятии сегодня вы узнаете: что такое чувство ритма, как его можно развивать, сами станете педагогами друг для друга на короткое время, а в конце мы превратимся в настоящий живой оркестр!

Желаю всем хорошего настроения, новых впечатлений, открытий и приобретенных знаний.

2. Вопросы детям. Что они знают о «Ритме».

Итак, Ритм! Что же такое Ритм? (дети отвечают на вопрос педагога)

Педагог, подытоживая: Ритм – это организация музыки во времени. У каждого музыкального произведения есть своя ритмическая структура. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей - звуков и пауз.

3 . Объяснение педагогом темы «Ритм».

Каждое музыкальное произведение наполнено разными ритмами. В одной музыкальной фразе может встречаться несколько ритмических фигур. Давайте попробуем разобраться – с чего нам нужно начать, чтобы в общем наплыве разнообразных звуков научиться находить логику и чувствовать структуру музыки.

Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения.

4. Показ простых ритмических комбинаций - совместный анализ.

Структуру музыкальных произведений определяют музыкальные размеры. Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Именно размер такта помогает нам ориентироваться в сильных, слабых долях. Давайте попробуем определить сильные и слабые доли на примере простых слов. Например: Хо-ро-вод, Ба-боч-ка. Ударный слог обозначим слогом – «та», безударный – слогом – «ти». Ударный слог всегда чуть более протяжный, чем безударный. Подключим к произнесению слов хлопки. И тогда слово «Хо-ро-вод» мы прохлопаем: «ти-ти-Та» - два коротких и один длинный хлопок, слово «Ба-боч-ка» - «Та-ти-ти» - один длинный и два коротких. Таким образом, мы получаем два ритмических рисунка. В первом: две первые доли короткие, третья – длинная. Во втором – первая доля длинная, вторая и третья короткие. Записываем в нотную тетрадь обе схемы. (Детям показываются карточки с ритмом: Четверть, две восьмые. Две восьмые, четверть. Четверти подписаны –«Та», восьмые – «ти» ).

5. Игра «Веселые такты»

Итак, мы уже умеем отличать длинные и короткие звуки и теперь давайте разместим их в такты. В размере 2/4 помещаем наши схемы: «Та-ти-ти», «ти-ти-Та». Сейчас я буду называть слова, а вы запишете их в нотную тетрадь под нотоносцем и поставите ударение в каждом слове. Затем на нотном стане напишем длительности, соответствующие длинным и коротким звукам. Что у нас должно получиться? (Дети отвечают: длинный звук - четверть, короткий - восьмая)

6. Игра «Собери слово».

А теперь давайте попробуем сами. Каждый придумывает слово, прохлопывает его ритм и называет какая доля длинная, а какая (какие) короткая (- кие). Ребята, а теперь у кого уже получилось, составляем небольшие фразы. Например: «Прекрасный день». Так же делим на слоги, расставляем ударение и прохлопываем ритм с учетом длинных и коротких долей. (Пре-крас-ный день – ти-та-ти та.)

7. Творческие задания на ритм - «Передай другому».

Следующее задание называется «Передай другому!». Рассчитываемся на первый-второй. У первых будет своя ритмическая комбинация, у вторых своя. Сейчас я вам предложу ритм для каждого. Итак, первые делают один длинный хлопок (показ педагога, дети повторяют). Затем вторые делают два коротких хлопка (показ педагога, дети повторяют). При хлопке первые говорят «Та», вторые говорят «ти». У нас должен получиться такой ритм: «Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та-ти-ти-Та…» А теперь по кругу, по очереди начинаем хлопать, каждый свой ритм. (В конце при достижении синхронного исполнения можно поставить фрагмент песни «We will rock you» группы Queen и прохлопать под нее).

8. Игра «Убери слово»

А теперь я предлагаю нам с вами попробовать поиграть в игру, в которой слова будут постепенно убавляться. (Предлагаются карточки со словами - парами).

1. Дом

2.Гном

3. Кот

4. Крот

Это задание мы будем выполнять стоя. На 4 счета мы произносим подряд слова и хлопаем в ладоши на каждое слово. Затем мы будет убирать по одному слову в произвольном порядке, и вместо него будем топать ногой. Кто догадается, как будет называться на музыкальном языке место в музыкальной фразе, во время которой прерывается звучание? (Ответ детей).

Правильно, пауза. Во время паузы звучания нет. Мы будем отмечать паузу ногой.

(В процессе игры закрываются разные слова в произвольном порядке, превращаясь, таким образом, в паузы).

9. Каноническая Игра «Тик-Так»

Чтобы нам выполнить следующее задание давайте разделимся на две команды. Вспомним песню «Спи, ангелочек, усни». Первая команда будет хлопать ритм первой фразы, вторая – ритм второй, затем снова - первая и после опять - вторая. Таким образом, мы прохлопаем ритм всего произведения по очереди, соблюдая все длительности и паузы.

10. Живой оркестр.

Для исполнения песни «Последняя поэма» мы будем использовать музыкальные инструменты. Колотушка - будет отбивать ритм мелкими длительностями (восьмыми). Ложки – крупные длительности (четверти). Шейкер – обозначает сильные и слабые доли. Треугольник – заполняет паузы. Сейчас мы распределим по партитуре разделы, фразы, во время которых должны звучать те или иные инструменты. У каждого музыканта с инструментом будет своя инструментальная партия. (Инструменты распределяются между детьми. Каждый получает конкретное задание, потом инструменты передаются другим детям).

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Итак, подведем итоги нашего занятия.

Какие новые знания вы открыли для себя на занятии?

Что вам больше всего понравилось делать сегодня?

Что из сегодняшнего занятия вы бы хотели рассказать родителям?

Литература:

1. «Музыка детям», Метлов Н., М., Просвещение, 1985 г.

2. «Язык, музыка, математика», Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц.

3. «Золотая пропорция», Н. Васюткин.


Мастер – класс

Коротоякской Г.С.- педагога дополнительного образования

МБУ ДО ГЦВР «Досуг» г. Красный Сулин

Тема: «Ритм и ритмический рисунок»

Цель: рассмотреть понятие «ритм » с помощью использования стихов русских поэтов, движения и музыки

Задачи :

    научить различать ритм не только в музыкальных произведениях, но и в предметах обихода, архитектуре

    воспитать культуру восприятия через ритмический рисунок

    развить чувство ритма, внимание, память

Вспомните, что делает большинство людей, когда звучит музыка (особенно та которая им нравиться).

Они притопывают ногой, прихлопывают рукой по ноге; если музыка медленная – слегка кивают головой, делают разные танцевальные движения.

Поднимите руку, кто любит танцевать?

Если да, то вы знаете, что под музыку движения делаются не просто так, они должны отвечать….. чему?

Правильно, характеру музыки.

Если она медленная, то наши движения…… (плавные)

Если быстрая, танцевальная, движения……. (резкие, отрывистые, энергичные)

Почему же мышцы нашего тела по-разному откликаются на разную музыку? Чем, например, «медленная» песня отличается от «быстрой»? не составом инструментов, голос тут тоже не при чем. В каждой песне есть своя мелодия, но все- таки не она определяет, двигаемся мы под музыку медленно или быстро, это определяют темп и ритм (ритмический рисунок) .

Движение во время прослушивания музыки помогает нам вжиться в ритм, почувствовать музыку. Обычно желание совершать замечаем, как начинаем, двигать рукой, ногой и пр. Если мы заставим себя прекратить эти движения, то обязательно возникнет желание поддерживать ритмический рисунок каким –либо другим способом, например подпевать со словами и без них на любой слог. Если же мы заставим себя перестать подпевать, то переживание ритма исчезнет. Этого не нужно делать, если у тебя возникает желание подпевать или двигаться под музыку- это очень хорошо. Чувство ритма нужно развивать в себе, это помогает вовремя вступать и заканчивать фразу, ритмично петь. Чувство ритма у музыкантов, играющих на ударных инструментах(использует одновременно несколько барабанов, тарелки и при этом не сбиваясь). Ритмично петь тоже не просто. Этому обязательно нужно научиться, так как неритмичное пение, как и фальшивое, трудно слушать.

РАСМОТРИМ ПОНЯТИЕ «РИТМ»

Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность, то есть определенное, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает ее мелодичной, музыкальной.

Четкий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Рассмотрим с позиций ритмической организации четверостишие из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина:

В си/нем/не/бе/звез/ды/бле/щут.

В си/нем/мо/ре/вол/ны/пле/щут.

Ту/ча/по/не/бу/и/дет.

Боч/ка/по/мо/рю/плы/вет.

Ритмическую схему этого четверостишия мо изобразить так:

Как видим, для этого стихотворения характерна четкая ритмическая организация, в основе которой лежит повтор ударных и безударных слогов. Ритмичность текста создается также одинаковым порядком расположения главных членов, параллелизмом структуры предложений, повтором слов, равновесием струк­турных частей текста.

Ритм часто встречается и в прозаических, художе­ственных произведениях. Рассмотрим отрывок из повести Н. В. Гоголя «Страшная месть»:

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои...».

Эти строки можно декламировать как стихи, настолько они ритмичны и напевны. Профессор Л. А. Новиков пишет о них: «Когда слышишь или произносишь эти строки, чувствуешь величавое течение реки. Ритмичность основана здесь на соразмерности речевых тактов и фонетических (зву­ковых) слов»:

Чуден | Днепр 2

при тихой | погоде, 2

когда вольно | и плавно 2

мчит | сквозь леса | и горы 3

полные | воды | свои... 3

Цифрами тут указано количество фонетических слов в речевом такте.

Попробуем заменить эту ритмическую фразу дру­гой, обычной, например:

При тихой погоде Днепр чуден (красив), когда сквозь леса и горы вольно и плавно мчит свои пол­ ные воды.

Сразу становится понятным, почему профессор Л. М. Пешковский, один из известных исследовате­лей поэтического языка, говорил, что «гоголевский текст поет, а разговорный скрипит».

Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный, как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; вялый, монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения, композитором не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.

Упражнения на совершенствование чувства ритма. ИЩЕМ РИТМ

1. Ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств. Посмотрите на предметы русского народного творчества - кружево, вышивку, посуду, подставку для лучины и другие. Обратите внимание на их орнамент, рисунок. (демонстрация)

Можно ли здесь выделить ритм? Какие элементы повторяются?

2. Перед вами изображение знаменитого собора Парижской богоматери. Выявите в нем элементы архитектурного ритма (повтор башен, ворот, окон, резных элементов).

3. Спойте любую песню. Есть ли в ней ритм? Какой?

4.А есть ли ритм в танце? Какие элементы могут повторяться в танце – вальсе, танго, русском народном танце?

5. Найди ритм в своем имени и именах своих друзей.

Подпиши где на рисунке зашифровано имя Клим, где Оля, а где Наташа

!! ! ; !; ! !

Подпиши где на рисунке зашифровано имя Оля, а где Федот

!! ; ! !

Соедини нужное имя со схемой его ритма

! ! ! ! !

Константин

! ! ! ! !

Елизавета

Максимилиан

ПОТАНЦУЕМ?

    Игра-танец «В ритме вальса». Прослушайте музыку вальса. Какой ритм у этого танца? (Плавный, неторопливый, скользящий, летящий.) На какой счет
    будет танцеваться вальс? (Раз-два-три, раз-два-три.) А теперь передайте ритм вальса жестами, движени­ями. Какие они у вас будут?

    Игра-танец «В ритме марша». Прослушайте марш. Каков у него ритм? (Энергичный, чеканный, отрывистый.) На какой счет вы будете марширо­вать под эту музыку? (Раз-два-три-четыре.) Давайте по маршируем в этом ритме.

НАЙДИ РАЗЛИЧИЯ

Определите различие в звучании двух текстов: стихотворного и прозаического. Расставьте в словах ударения. В каком тексте ударные и безударные слоги чередуются равномерно, ритмично? Какой текст, на ваш взгляд, лучше?

1) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу... А. Майков

2) Золотой лист уж кроет в лесу влажную землю.
Я смело топчу ногой вешнюю красу леса.

ПРОЧИТАЙ И ПОСЧИТАЙ

Прочитайте, как записано, - по строчкам. Сколь­ко раз ударился мяч о землю, если считать по строчкам этого стихотворения? Попробуйте, играя с мячом, прочесть это стихотворение от начала до конца.

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч.

Ты

Куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой! С. Маршак

А теперь прочитайте это стихотворение, записанное иначе.

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Что изменилось в ритме стихотворения? Какая запись лучше?

БАРАБАНЩИК

Вы - барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-паммм-памм-памм!

Пам!..

Памм!..

ДИРИЖЕР

Представьте себя в роли дирижера. Вы должны показать оркестру (классу), в каком ритме исполнять стихотворение. Отмечайте сильную ноту, та есть ударный звук, движением руки сверху вниз, а не­полные, короткие ноты (безударные звуки) - движе­нием ладони слева направо.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

СЧИТАЛКИ

1. Хорошим ритмом отличаются считалки, с по­мощью которых вы определяете, кто будет в игре водящим или кто должен выйти вон. Но считалки надо уметь ритмично произносить. Прочитайте сле­дующие считалки. На сколько частей они делятся? Теперь посчитайтесь в парах, кто из вас «выйдет вон».

Ехал | Грека | через | реку,

Видит | Грека | в реке | рак,

Сунул | Грека | руку | в реку.

Рак | за руку | Греку | цап.

Аты |баты |- шли | солдаты,

Аты |баты | -на базар.

Аты |баты | -что | купили?

Аты |баты | -само | вар

Аты |баты | - сколько | стоит?

Аты |баты |- три | рубля.

Аты |баты |-кто | выходит?

Аты |баты |-это | я.

2. Прочитайте следующее стихотворение. Подумай­те, насколько частей надо делить каждую строчку, чтобы получился единый ритм. Как найти ответ на этот вопрос в тексте считалки?

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон!

ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕЛЯТА

Выберите любое из известных вам стихотворений, например «Буря мглою небо кроет», и «промычите» его без слов, как телята. Остальные должны по рит­му и интонации узнать это стихотворение.

ИГРАЕМ В ОРКЕСТР

Один из вас пусть читает вслух стихотворение Ирины Токмаковой «Сонный слон», а другие долж­ны создавать музыкальный фон - произносить слова «динь-дон, динь-дон». Главное, чтобы слова произно­сились ритмично, в такт стихотворению.

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно.

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

И. Токмакова

ПОСТУЧИМ В БАРАБАН!

Любите ли вы бить по барабану? Наверное, да! Давайте постучим по нему! Если его у вас нет, не беда! Постучите ладошками по столу или по колен­кам. Главное условие, чтобы ваша барабанная дробь совпадала с общим ритмом стихотворения. Пусть один из вас читает вслух стихотворение Григоре Виеру, а вы в такт подыгрывайте на барабане.

ЕЖИК И БАРАБАН

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули»

Бум-бум-бум!

ХОР ЛЯГУШЕК

Представьте, что вы лягушки. Вам порушил спеть песню, но слов ее не дали. Зато вам изобразили схе­матически ритм этой песни. Вот он!

- - - - -

- - - - -

I Воссоздайте ритм и мелодию этой песни голосом лягушек, то есть с помощью слов «ква-ква-ква».

Подсказка. Это песня «Чунга-Чанга» из мультфиль­ма «Катерок»:

Чунга-Чанга -
Синий небосвод,
Чунга-Чанга -
Лето круглый год.
Чунга-Чанга -
Весело живем,
Чунга-Чанга -

Песенку поем. Ю. Энтин

СОЛО ДЛЯ ХРЮШКИ

Одной музыкальной хрюшке подарили песню. Но чтобы ее спеть, нужно определить ритм. Хрюшка этого сделать не может. Помогите ей! Со­ставьте схему ритмической организации текста и оп­ределите характер ритма - быстрый, задорный или, наоборот, медленный и грустный.

Я ХРЮ-ХРЮШКА

Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Было розовым оно,

А теперь черным-черно.

Я Хрю-хрюшка, я Хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко.

Для чего ходить под душ,

Раз на свете столько луж?

П. Синявский

ИГРАЕМ В «ОБЪЯСНЯЛКИ»

Прочитайте стихотворения в указанном ритме. Объясните, почему авторы стихов выбрали именно такой ритм.

Левой,

правой,

Левой,

правой,

На парад

идет отряд.

На парад

идет отряд.

Барабанщик

очень рад:

Барабанит,

барабанит

Полтора

часа

подряд!

А. Барто

Ритм чеканный, энергичный, как в марше.

И спасали меня,

Не бросали меня.

И звенели - ладонь о ладонь - буфера,

И состав

Пересчитывал каждый сустав.

И скрипел и стонал

Деревянный вагон.

А в углу медсестра

Пришивала погон. Д. Самойлов

Ритм мерный, монотонный, как стук колес.

* * *

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин! А. Пушкин

Ритм быстрый, стремительный, тревожный.

* * *

...Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеной

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора …. А.С. Пушкин

Ритм неторопливый, спокойный.


Уолтер Пейтер



Мы предлагаем вашему малышу сделать первые важные шаги в мир музыки - прислушаться к ритму,...

Читать полностью

"Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой."
Уолтер Пейтер
Музыка занимает особое место в нашей жизни. Музыку мы слушаем и в радости, и в печали. Без нее не обходится ни один праздник, ни одно значимое событие. Колыбельные и лирические мелодии, симфонии и современные ритмы, торжественные гимны и бардовские песни. Существует множество музыкальных направлений, но какой бы ни была музыка, её надо уметь слушать, а для этого у человека должна быть развита музыкальная культура.
Составные части музыкальной культуры - это ритм и звук.
Разумеется, в первую очередь ритмическая одарённость необходима музыканту, танцору, поэту… Но если даже профессия никакого отношения к музыке не имеет, без развитого чувства ритма не обойтись. Оно способствует более полноценному восприятию окружающего мира, дает возможность жить в единстве с ним - ведь ритмом пронизано всё мироздание.
Мы предлагаем вашему малышу сделать первые важные шаги в мир музыки - прислушаться к ритму, познакомиться со средствами музыкального языка, музыкальной выразительности. Как известно, музыкальные (в том числе и ритмические) навыки подобны языку: их следует начинать развивать в раннем детстве. Кстати! Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребёнка! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Мы знаем, что поэт использует в своем творчестве понятные нам слова, художник создает свои картины при помощи линий и красок. Музыка же в большей степени, чем другие виды искусства, связана с миром наших чувств, эмоций. Для того, чтобы музыка звучала более выразительно и могла точнее передать настроение или даже "нарисовать" "картинку", "образ", у музыканта тоже есть свои помощники - средства музыкальной выразительности. Вы можете познакомить ребёнка с некоторыми из них, работая с "творческими" карточками из нашей игры.
Успехов вам и нескучных музыкальных занятий! Надеемся, что наша игра поможет сделать ваши уроки более увлекательными и познавательными, развить сообразительность и смекалку, научит вашего ребёнка творчески подходить к любому делу!
В наборе: 21 игровое поле, 46 маленьких карточек.
Для детей от 6 лет.
Сделано в России.

Скрыть