У меня давно появилось желание собрать усилитель, пусть простой, но своими руками. Привлекает сам процесс. Но в этом деле я совсем новичек, только-только учусь. Многое познавал на просторах интернета, много интересного нашел на этом Радиопортале (респект Игорю).
Первый свой усь решил собрать на , т.к. довольно легко и просто повторяется.
Эта микросхема используется в большинстве усилителей компьютерной акустики типа 2.1, имеет неплохое звучание и зарекомендовала себя, как хорошая бюджетная.
Что мне потребовалось для усилителя:
1. Резисторы
Резисторы R6 и R7 МЛТ-2, остальные МЛТ-0.125.
Катушка L1 мотал на резисторе R7 проводом 0.7 мм, сделал 8 витков.
2. Конденсаторы
С1 - керамический, в крайнем случае - неполярный электролитический; С2 - керамический; С4, С5, С6 - пленочные, ёмкость шунтирующих конденсаторов С5, С6 лучше увеличить по мере возможности вплоть до 0,47uF. С3, С7, С8 - электролиты с рабочим напряжением не менее 50V. Ёмкость С7, С8 должна быть желательно от 2200uF и может быть увеличена на сколько это возможно.
3. Микросхема
Использовал две микросхемы TDA2030А. Микросхема оснащена следующими интегрированными защитами: - от короткого замыкания выхода на землю или питание; - от перегрева. Питание данной схемы производится от двухполярного источника: - ±15V.
Что мне потребовалось для блока питания:
1. Трансформатор на 12В.
Раздобыл от компьютерной акустики Jet Balance.
2. Диодный мост.
Поставил какой был под рукой - D3SBA60 аж на 600В.
3. Конденсаторы.
Фильтрующие я поставил 6 штук по 1000мкФ на 35В. На выходе обычная пленка от 0,33 до 0,47мкФ.
4. Стабилизаторы
Поставил интеграловские IL7812 и IL7912.
На старом портале были обсуждения по поводу катушки L1, стоящей на выходе. Кто-то говорил, что она абсолютно неуместна, кто-то напротив утверждал, что она в самый раз. Пробовал с ней, пробовал без нее. Однозначного ответа нет. Есть плюс - на удивление полное отсутствие фона. Катушку в итоге оставил. Далее стал играться с номиналами емкостей C2 и C3. Кондер С2 подбирал на слух от 100пФ до 220пФ(по схеме). Оптимальным я посчитал поставить 150пФ, как говорится "золотая середина". Что касается емкости С3, то тут все куда интереснее: если ставить по даташиту 22мФ, то получается довольно отчетливые и чистые верха с серединой, и слабый бас. Если ставить емкость больше, как советует Скиф, увеличивать до 47мФ, то картина меняется в другую сторону. Басы приятные и отчетливые, верха и середина занижаются. По совету Игоря(Datagor) я поставил бутерброд из нескольких конденсаторов, вместо одного. Под рукой оказались емкости 22мкФ, 10мкФ и 4,7мкФ. Попробовал слепить 22мкФ и 10мкФ. Звуковая картина улучшилась, но не на столько, как мне бы хотелось. Тогда я решил поставить 2 по 10мкФ и 2 по 4,7мкФ общей емкостью около 30мкФ. "Бутерброд" сделал свое дело. Звук на удивление получился сбалансированный! За совет огромное спасибо Игорю!
Собрав 2 канала(стерео) решил прослушать свое творение. Для прослушки выбрал два варианта акустики: Radiotehnika S-30B(доработанные) и Radiotehnika X-Line FS-10.1. Звук пускал с компьютера (Creative SB Live 5.1 доработанная), проигрыватель foobar2000.
Знаете, в этот момент меня посетило такое необъяснимое чувство - чувство радости. Мое творение “запело”! Прослушав за 2 часа кучу разных треков я остался доволен, несмотря на то, что этот усь считается "детским". Главное, как говорится, было начать с чего-то.
Печатку под темброблок на этой микрухе не нашел, точнее просто плохо искал и поэтому налепил как смог. И главной моей ошибкой было то, что по незнанию поставил "красные флажки".
Звук меня расстроил моментально. Возился, думал в чем проблема, пока в интернете случайно не наткнулся на статейку, в которой категорически не рекомендовали использовать данные конденсаторы. Заменил их на пленку и красота! Различные нездоровые призвуки и помехи пропали.
Корпус самому делать не пришлось, т.к. где-то далеко на антресоли нашел завалявшийся старый спутниковый декодер, который уже морально иустарел и его просто жалко было выкинуть. Я быстренько распотрошил и разместил в нем свой усь, хотя пришлось немного попотеть, дабы все улеглось как положено.
Вот так вот примерно выглядит мой Первый Усилитель. Собирался и приводился к нормальному состоянию он конечно долго, примерно с полгода, несмотря на то, что собрать его от силы день - другой. Сами понимаете - то дикая нехватка времени, то праздники, и самое приятное - рождение дочери.
Технические характеристики регулятора: Полоса частот 20-20 000Hz Регулировка тембра на частоте 40Hz (bass) -19/+17db Регулировка тембра на частоте 16Khz (treble) -15/+15db Регулировка баланса -40db Входное сопротивление 10-60K Выходное сопротивление 300Om Регулировка громкости не менее -80/+21,5db Коэффициент гармоник не более 0,3% Относительный уровень шумов не более -80db Напряжение питания 6-18V Данная схема реализована на интегральной микросхеме фирмы Philips TDA1524A (А1524А - аналог фирмы RFT). Микросхема представляет собой двухканальный (стереофонический) регулятор громкости, баланса и тембра низких и высоких частот. Также есть loudnes (частотная компенсация). Переменные резисторы можно использовать любые, т.к. регулировка громкости, баланса и тембра в данной микросхеме осуществляется электронным способом. Подстрочными резисторами R7 и R8 регулируется усиление выходного сигнала, кнопка S1, включающая частотную компенсацию регулятора громкости (на схеме выключена), должна быть с фиксацией. Для тех, кто хочет постоянно использовать частотную компенсацию без возможности отключения, могут исключить из схемы элементы S1 и R9. В процессе работы микросхема нагревается. Приклейте к ней (например, клеем "Момент") небольшой П-образный радиатор из алюминия. Это повысит надежность работы и срок службы микросхемы.
На приведенной здесь печатной плате размерами 50Х31 мм, кроме регулятора громкости, баланса и тембра находиться усилитель мощности, описанный в статье Усилитель мощности на TDA1552Q. Устройства разделены на плате красной пунктирной линией. Слева расположен регулятора громкости, баланса и тембра на TDA1524A, справа - усилитель мощности на TDA1552Q. Элементы усилителя R1 C3 припаиваются со стороны печатных проводников.
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
---|---|---|---|---|---|---|
U1 | Двухканальный регулятор громкости, баланса и тембра | TDA1524A | 1 | В блокнот | ||
C1, C2 | Конденсатор | 68 нФ | 2 | В блокнот | ||
C3, C4 | Конденсатор | 15 нФ | 2 | Желателен плёночный конеденсатор | В блокнот | |
C5 | 100 мкФ | 1 | В блокнот | |||
C6-C9 | Конденсатор | 0.1 мкФ | 4 | Желателен плёночный конеденсатор | В блокнот | |
C10 | Электролитический конденсатор | 100 мкФ | 1 | В блокнот | ||
C11, C12 | Конденсатор | 0.22 мкФ | 2 | Желателен плёночный конеденсатор | В блокнот | |
C13, C14 | Электролитический конденсатор | 2.2 мкФ | 2 | В блокнот | ||
C15 | Конденсатор | 0.022 мкФ | 1 | Желателен плёночный конеденсатор | В блокнот | |
R1-R4 | Переменный резистор | 47 кОм | 4 | В блокнот | ||
R5, R6 | Резистор | 10 кОм | 2 |
Для начала отрезаем нужный кусок текстолита, шкурим нулёвкой, обезжириваем ацетоном.
Аккуратно завернул, и начал безжалостно жарить краску, что бы она перенеслась с бумаги на текстолит.
После проглажки даем плате время остыть. Далее дело переносится в ванную комнату. Кладем плату в воду, дабы дать бумаге размякнуть. В это время можно попить чая или кофе - кто что предпочитает.
Красивое фото получилось, не правда ли? Поехали дальше, после того как мы подкрепились, можно перейти к самому, на мой взгляд, кропотливому делу – оттирание бумаги с текстолита. Аккуратно сдираем бумагу, дабы не оторвать её вместе с нашими дорожками.
Все что останется, без фанатизма, подушечками пальцев оттираем.
Затем переходим к немаловажному делу – травлению. Травлю обычно в хлорном железе, так как это быстрее, нежели травление в медном купоросе (первое время им травил, но был разочарован, т.к. ожидание доходило до 2-х суток). Аккуратно кладем плату в раствор, чтобы не разбрызгать.
Теперь можно сходить прогуляться, или заняться каким – либо другим делом. Прошел час, можно доставать нашу плату. Обычно травится быстрее, но текстолит нашел в магазине только 2-х сторонний, да и раствор не первой свежести. Достаем плату и видим наши дорожки.
Дорожки находятся сейчас под тонером, его нужно счистить. Многие это делают ацетоном, или другим растворителем. Я это делаю той же самой мелкой шкуркой.
Вот и все, этап приготовления платы для схемы темброблока пройден. Далее будет интереснее - сверлим отверстия для деталей.
Сверлить кроме как дрелью больше нечем, это крайне не удобно, тем более, что у нее патрон шатается. Так что сильно не ругайте за кривые отверстия:)
Производим пайку деталей темброблока. Начинаем это делать с сокета (разъема) для микросхемы TDA1524A.
Теперь паяем все перемычки и мелкие детали. Микросхему вставляем в последнюю очередь, так как во время пайки она может перегреться и выйти из строя, что очень печально.
Ну вот в принципе и все! Ниже смотрите фото моего темброблока.
После пайки проверяем отсутствие короткого замыкания, соплей между дорожками если ничего подобного не замечено, то можно смело включать. Видео демонстрации работы устройства:
Первый запуск всегда провожу с последовательным подключением автомобильной 12-ти вольтовой лампочки (для токоограничения в случае КЗ). Темброблок собрал - все прекрасно работает. Статью написал: Евгений (ZhekaN96).
Стереофонический темброблок предназначен для использования как в составе радиолюбительского конструктора «Усилитель низкой частоты» (наборы NM2011 или NM2012), так и для самостоятельного конструирования низкочастотных усилительных устройств.
Технические характеристики NM2112Параметр | Значение |
Uпит. постоянное, В | +12...40 |
Uпит. ном. постоянное, В | +12 |
Iпотр. при Uпит.ном., мА | ...50 |
fраб., Гц | 20...20000 |
Uшума, мВ | ...100 |
Rвх., кОм | 30... |
Rвых., Ом | ...300 |
Kгарм. при f=1кГц | 0,3 |
Габаритные размеры, ДхШхВ, мм | 105 х 45 |
Рекомендуемый корпус, в комплект не входит | |
Температура эксплуатации, °С | 0...+55 |
Относительная влажность эксплуатации, % | ...55 |
Производство | Самостоятельная сборка |
Гарантийный срок эксплуатации | Отсутствует |
Срок эксплуатации | 5 лет |
Вес, г | 200 |
Схема выполнена на интегральной микросхеме TDA1524. Для регулировок используются спаренные переменные резисторы номиналом 2х100 кОм, секции которых включены параллельно. Благодаря этому обеспечивается более высокая механическая прочность установки резисторов и, в большинстве случаев, позволяет отказаться от дополнительного крепежа платы. Таким образом, модуль может держаться в корпусе усилителя только за счет крепления переменных резисторов.
Назначение контактов на печатной плате NM21121 - IN L - Вход левого канала от предусилителя (выхода AUX магнитолы).
2 - IN R - Вход правого канала от предусилителя (выхода AUX магнитолы).
3 - OUT L - Выход левого канала на динамик.
4 - OUT R -Выход правого канала на динамик.
5 - V in - VCC (положительный контакт питания). Подключите красный положительный провод питания. На контакты 5,6 подайте напряжение питания.
6 - GND (общий). Подключите черный отрицательный провод питания.
7 - V out - Выход стабилизированного +12В для питания внешних устройств (если требуется). В данном случае не используется.
Схема электрическая принципиальная NM2112
Схема подключений NM2112 между предварительным усилителем и усилителем мощности
Схемы для аудиоаппаратуры
TDA1524 регулятор громкости, баланса и тембра
Микросхема TDA1524
- активный регулятор громкости, баланса и тембра с управлением на переменных резисторах. Кроме этого в микросхеме предусмотрена функция LOUDNES (частотная компенсация).
Схема
достаточно простая и ее вполне можно собрать и самостоятельно.
Схема включения микросхемы TDA1524
Технические характеристики микросхемы TDA1524
Полоса частот 20-20 000Hz
Регулировка тембра на частоте 40Hz (bass) -19/+17db
Регулировка тембра на частоте 16Khz (treble) -15/+15db
Регулировка баланса -40db
Входное сопротивление 10-60K
Выходное сопротивление 300Om
Регулировка громкости не менее -80/+21,5db
Коэффициент гармоник не более 0,3%
Относительный уровень шумов не более -80db
Напряжение питания 6-18V
Переменные резисторы можно использовать любые, т.к. регулировка громкости, баланса и тембра в данной микросхеме осуществляется электронным способом (подача на входы напряжения).
Подстрочными резисторами R7 и R8 регулируется усиление выходного сигнала, кнопка S1, включающая частотную компенсацию регулятора громкости (на схеме выключена), должна быть с фиксацией. Для тех, кто хочет постоянно использовать частотную компенсацию без возможности отключения, могут исключить из схемы элементы S1 и R9.
Важный момент
: В процессе работы микросхема нагревается.
Поэтому целесообразно приклеить к ней небольшой радиатор П-образной формы из алюминия.