У меня давно появилось желание собрать усилитель, пусть простой, но своими руками. Привлекает сам процесс. Но в этом деле я совсем новичек, только-только учусь. Многое познавал на просторах интернета, много интересного нашел на этом Радиопортале (респект Игорю).
Первый свой усь решил собрать на , т.к. довольно легко и просто повторяется. Эта микросхема используется в большинстве усилителей компьютерной акустики типа 2.1, имеет неплохое звучание и зарекомендовала себя, как хорошая бюджетная.

Что мне потребовалось для усилителя:

1. Резисторы
Резисторы R6 и R7 МЛТ-2, остальные МЛТ-0.125.
Катушка L1 мотал на резисторе R7 проводом 0.7 мм, сделал 8 витков.

2. Конденсаторы
С1 - керамический, в крайнем случае - неполярный электролитический; С2 - керамический; С4, С5, С6 - пленочные, ёмкость шунтирующих конденсаторов С5, С6 лучше увеличить по мере возможности вплоть до 0,47uF. С3, С7, С8 - электролиты с рабочим напряжением не менее 50V. Ёмкость С7, С8 должна быть желательно от 2200uF и может быть увеличена на сколько это возможно.

3. Микросхема
Использовал две микросхемы TDA2030А. Микросхема оснащена следующими интегрированными защитами: - от короткого замыкания выхода на землю или питание; - от перегрева. Питание данной схемы производится от двухполярного источника: - ±15V.

Что мне потребовалось для блока питания:

1. Трансформатор на 12В.
Раздобыл от компьютерной акустики Jet Balance.

2. Диодный мост.
Поставил какой был под рукой - D3SBA60 аж на 600В.

3. Конденсаторы.
Фильтрующие я поставил 6 штук по 1000мкФ на 35В. На выходе обычная пленка от 0,33 до 0,47мкФ.

4. Стабилизаторы
Поставил интеграловские IL7812 и IL7912.

На старом портале были обсуждения по поводу катушки L1, стоящей на выходе. Кто-то говорил, что она абсолютно неуместна, кто-то напротив утверждал, что она в самый раз. Пробовал с ней, пробовал без нее. Однозначного ответа нет. Есть плюс - на удивление полное отсутствие фона. Катушку в итоге оставил. Далее стал играться с номиналами емкостей C2 и C3. Кондер С2 подбирал на слух от 100пФ до 220пФ(по схеме). Оптимальным я посчитал поставить 150пФ, как говорится "золотая середина". Что касается емкости С3, то тут все куда интереснее: если ставить по даташиту 22мФ, то получается довольно отчетливые и чистые верха с серединой, и слабый бас. Если ставить емкость больше, как советует Скиф, увеличивать до 47мФ, то картина меняется в другую сторону. Басы приятные и отчетливые, верха и середина занижаются. По совету Игоря(Datagor) я поставил бутерброд из нескольких конденсаторов, вместо одного. Под рукой оказались емкости 22мкФ, 10мкФ и 4,7мкФ. Попробовал слепить 22мкФ и 10мкФ. Звуковая картина улучшилась, но не на столько, как мне бы хотелось. Тогда я решил поставить 2 по 10мкФ и 2 по 4,7мкФ общей емкостью около 30мкФ. "Бутерброд" сделал свое дело. Звук на удивление получился сбалансированный! За совет огромное спасибо Игорю!

Собрав 2 канала(стерео) решил прослушать свое творение. Для прослушки выбрал два варианта акустики: Radiotehnika S-30B(доработанные) и Radiotehnika X-Line FS-10.1. Звук пускал с компьютера (Creative SB Live 5.1 доработанная), проигрыватель foobar2000.

Знаете, в этот момент меня посетило такое необъяснимое чувство - чувство радости. Мое творение “запело”! Прослушав за 2 часа кучу разных треков я остался доволен, несмотря на то, что этот усь считается "детским". Главное, как говорится, было начать с чего-то.

Печатку под темброблок на этой микрухе не нашел, точнее просто плохо искал и поэтому налепил как смог. И главной моей ошибкой было то, что по незнанию поставил "красные флажки".

Звук меня расстроил моментально. Возился, думал в чем проблема, пока в интернете случайно не наткнулся на статейку, в которой категорически не рекомендовали использовать данные конденсаторы. Заменил их на пленку и красота! Различные нездоровые призвуки и помехи пропали.

Корпус самому делать не пришлось, т.к. где-то далеко на антресоли нашел завалявшийся старый спутниковый декодер, который уже морально иустарел и его просто жалко было выкинуть. Я быстренько распотрошил и разместил в нем свой усь, хотя пришлось немного попотеть, дабы все улеглось как положено.

Вот так вот примерно выглядит мой Первый Усилитель. Собирался и приводился к нормальному состоянию он конечно долго, примерно с полгода, несмотря на то, что собрать его от силы день - другой. Сами понимаете - то дикая нехватка времени, то праздники, и самое приятное - рождение дочери.

Технические характеристики регулятора: Полоса частот 20-20 000Hz Регулировка тембра на частоте 40Hz (bass) -19/+17db Регулировка тембра на частоте 16Khz (treble) -15/+15db Регулировка баланса -40db Входное сопротивление 10-60K Выходное сопротивление 300Om Регулировка громкости не менее -80/+21,5db Коэффициент гармоник не более 0,3% Относительный уровень шумов не более -80db Напряжение питания 6-18V Данная схема реализована на интегральной микросхеме фирмы Philips TDA1524A (А1524А - аналог фирмы RFT). Микросхема представляет собой двухканальный (стереофонический) регулятор громкости, баланса и тембра низких и высоких частот. Также есть loudnes (частотная компенсация). Переменные резисторы можно использовать любые, т.к. регулировка громкости, баланса и тембра в данной микросхеме осуществляется электронным способом. Подстрочными резисторами R7 и R8 регулируется усиление выходного сигнала, кнопка S1, включающая частотную компенсацию регулятора громкости (на схеме выключена), должна быть с фиксацией. Для тех, кто хочет постоянно использовать частотную компенсацию без возможности отключения, могут исключить из схемы элементы S1 и R9. В процессе работы микросхема нагревается. Приклейте к ней (например, клеем "Момент") небольшой П-образный радиатор из алюминия. Это повысит надежность работы и срок службы микросхемы.

На приведенной здесь печатной плате размерами 50Х31 мм, кроме регулятора громкости, баланса и тембра находиться усилитель мощности, описанный в статье Усилитель мощности на TDA1552Q. Устройства разделены на плате красной пунктирной линией. Слева расположен регулятора громкости, баланса и тембра на TDA1524A, справа - усилитель мощности на TDA1552Q. Элементы усилителя R1 C3 припаиваются со стороны печатных проводников.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
U1 Двухканальный регулятор громкости, баланса и тембра TDA1524A 1 В блокнот
C1, C2 Конденсатор 68 нФ 2 В блокнот
C3, C4 Конденсатор 15 нФ 2 Желателен плёночный конеденсатор В блокнот
C5 100 мкФ 1 В блокнот
C6-C9 Конденсатор 0.1 мкФ 4 Желателен плёночный конеденсатор В блокнот
C10 Электролитический конденсатор 100 мкФ 1 В блокнот
C11, C12 Конденсатор 0.22 мкФ 2 Желателен плёночный конеденсатор В блокнот
C13, C14 Электролитический конденсатор 2.2 мкФ 2 В блокнот
C15 Конденсатор 0.022 мкФ 1 Желателен плёночный конеденсатор В блокнот
R1-R4 Переменный резистор 47 кОм 4 В блокнот
R5, R6 Резистор

10 кОм

2
Здравствуйте уважаемые радиолюбители! Сейчас собираю акустику 4.1 на TDA7650 и TDA1562, микросхемы автомобильные, для дома конечно можно было и лучше выбрать, но речь не о них, а о предусилителе с темброблоком. Мне всегда хотелось настраивать звук «под себя». И вот решил собрать такой темброблок. Выбор пал на микросхему TDA1524A. И сейчас мы оговорим о сборке сего чуда «с нуля», с применением технологии ЛУТ для изготовления печатной платы. Стандартная схема, по которой будем собирать темброблок на TDA1524A, показана на рисунке:

Для начала отрезаем нужный кусок текстолита, шкурим нулёвкой, обезжириваем ацетоном.



Аккуратно завернул, и начал безжалостно жарить краску, что бы она перенеслась с бумаги на текстолит.


После проглажки даем плате время остыть. Далее дело переносится в ванную комнату. Кладем плату в воду, дабы дать бумаге размякнуть. В это время можно попить чая или кофе - кто что предпочитает.


Красивое фото получилось, не правда ли? Поехали дальше, после того как мы подкрепились, можно перейти к самому, на мой взгляд, кропотливому делу – оттирание бумаги с текстолита. Аккуратно сдираем бумагу, дабы не оторвать её вместе с нашими дорожками.


Все что останется, без фанатизма, подушечками пальцев оттираем.



Затем переходим к немаловажному делу – травлению. Травлю обычно в хлорном железе, так как это быстрее, нежели травление в медном купоросе (первое время им травил, но был разочарован, т.к. ожидание доходило до 2-х суток). Аккуратно кладем плату в раствор, чтобы не разбрызгать.



Теперь можно сходить прогуляться, или заняться каким – либо другим делом. Прошел час, можно доставать нашу плату. Обычно травится быстрее, но текстолит нашел в магазине только 2-х сторонний, да и раствор не первой свежести. Достаем плату и видим наши дорожки.


Дорожки находятся сейчас под тонером, его нужно счистить. Многие это делают ацетоном, или другим растворителем. Я это делаю той же самой мелкой шкуркой.



Вот и все, этап приготовления платы для схемы темброблока пройден. Далее будет интереснее - сверлим отверстия для деталей.


Сверлить кроме как дрелью больше нечем, это крайне не удобно, тем более, что у нее патрон шатается. Так что сильно не ругайте за кривые отверстия:)



Производим пайку деталей темброблока. Начинаем это делать с сокета (разъема) для микросхемы TDA1524A.


Теперь паяем все перемычки и мелкие детали. Микросхему вставляем в последнюю очередь, так как во время пайки она может перегреться и выйти из строя, что очень печально.

Ну вот в принципе и все! Ниже смотрите фото моего темброблока.


После пайки проверяем отсутствие короткого замыкания, соплей между дорожками если ничего подобного не замечено, то можно смело включать. Видео демонстрации работы устройства:

Первый запуск всегда провожу с последовательным подключением автомобильной 12-ти вольтовой лампочки (для токоограничения в случае КЗ). Темброблок собрал - все прекрасно работает. Статью написал: Евгений (ZhekaN96).

Стереофонический темброблок предназначен для использования как в составе радиолюбительского конструктора «Усилитель низкой частоты» (наборы NM2011 или NM2012), так и для самостоятельного конструирования низкочастотных усилительных устройств.

Технические характеристики NM2112
Параметр Значение
Uпит. постоянное, В +12...40
Uпит. ном. постоянное, В +12
Iпотр. при Uпит.ном., мА ...50
fраб., Гц 20...20000
Uшума, мВ ...100
Rвх., кОм 30...
Rвых., Ом ...300
Kгарм. при f=1кГц 0,3
Габаритные размеры, ДхШхВ, мм 105 х 45
Рекомендуемый корпус, в комплект не входит
Температура эксплуатации, °С 0...+55
Относительная влажность эксплуатации, % ...55
Производство Самостоятельная сборка
Гарантийный срок эксплуатации Отсутствует
Срок эксплуатации 5 лет
Вес, г 200
Комплект поставки NM2112 Описание NM2112

Схема выполнена на интегральной микросхеме TDA1524. Для регулировок используются спаренные переменные резисторы номиналом 2х100 кОм, секции которых включены параллельно. Благодаря этому обеспечивается более высокая механическая прочность установки резисторов и, в большинстве случаев, позволяет отказаться от дополнительного крепежа платы. Таким образом, модуль может держаться в корпусе усилителя только за счет крепления переменных резисторов.

Назначение контактов на печатной плате NM2112

1 - IN L - Вход левого канала от предусилителя (выхода AUX магнитолы).
2 - IN R - Вход правого канала от предусилителя (выхода AUX магнитолы).
3 - OUT L - Выход левого канала на динамик.
4 - OUT R -Выход правого канала на динамик.
5 - V in - VCC (положительный контакт питания). Подключите красный положительный провод питания. На контакты 5,6 подайте напряжение питания.
6 - GND (общий). Подключите черный отрицательный провод питания.
7 - V out - Выход стабилизированного +12В для питания внешних устройств (если требуется). В данном случае не используется.

Схема монтажная NM2112
Схема электрическая принципиальная NM2112
Схема подключений NM2112 между предварительным усилителем и усилителем мощности

Схемы для аудиоаппаратуры

TDA1524 регулятор громкости, баланса и тембра

Микросхема TDA1524 - активный регулятор громкости, баланса и тембра с управлением на переменных резисторах. Кроме этого в микросхеме предусмотрена функция LOUDNES (частотная компенсация).
Схема достаточно простая и ее вполне можно собрать и самостоятельно.

Схема включения микросхемы TDA1524

Технические характеристики микросхемы TDA1524


Полоса частот 20-20 000Hz
Регулировка тембра на частоте 40Hz (bass) -19/+17db
Регулировка тембра на частоте 16Khz (treble) -15/+15db
Регулировка баланса -40db
Входное сопротивление 10-60K
Выходное сопротивление 300Om
Регулировка громкости не менее -80/+21,5db
Коэффициент гармоник не более 0,3%
Относительный уровень шумов не более -80db
Напряжение питания 6-18V

Переменные резисторы можно использовать любые, т.к. регулировка громкости, баланса и тембра в данной микросхеме осуществляется электронным способом (подача на входы напряжения).
Подстрочными резисторами R7 и R8 регулируется усиление выходного сигнала, кнопка S1, включающая частотную компенсацию регулятора громкости (на схеме выключена), должна быть с фиксацией. Для тех, кто хочет постоянно использовать частотную компенсацию без возможности отключения, могут исключить из схемы элементы S1 и R9.

Важный момент : В процессе работы микросхема нагревается.
Поэтому целесообразно приклеить к ней небольшой радиатор П-образной формы из алюминия.