Компания NVIDIA хорошо известна пользователям ПК как признанный лидер рынка игровых видеокарт. Благодаря своим 3D-ускорителям GeForce компании удалось занять практически монопольное положение, поскольку она испытывает конкуренцию только со стороны одной графической компании, ATI Technologies. Не останавливаясь на достигнутом, NVIDIA сделала попытку вторгнуться на другой рынок, рынок чипсетов для материнских плат.

Однако успешной эту попытку назвать никак нельзя. На мой взгляд, повторилась ситуация с запуском графического бизнеса NVIDIA. Как известно, компания дебютировала на рынке с чипом NV1 - интегрированным контроллером, совмещающим в себе и видео-, и звуковую часть. Однако в итоге пришлось отказаться от звука и выпустить NV2 (он же Riva128) - классический графический 3D-ускоритель.

Конечно, сегодня все обстоит не так, как это было в начале. NVIDIA - далеко не новичок в области разработки высокотехнологических продуктов. Однако у чипсетов для материнских плат есть своя специфика: это не просто подсистема, как в случае с графическим контроллером, это - важнейший узел системы, выступающий в роли связующего звена между всеми остальными компонентами. От чипсета во многом зависят практически все параметры системы - производительность, совместимость, расширяемость, функциональность, стабильность и т.д. С первого раза выпустить продукт, не уступающий по всем параметрам аналогам фирм, которые не одну собаку съели на разработках чипсетов, кажется просто нереальным.

Однако надо отдать должное смелости NVIDIA. Фирма не просто предложила свой аналог, она использовала самые передовые и многообещающие технологии, сделав заявку на лидерство как в сегменте производительных ПК, так и в сегментах базовых (mainstream) и бюджетных (value) систем. К сожалению, все идет к тому, что попытка в целом не удалась. Однако об этом - чуть позже, а сейчас - краткий обзор чипсетов серии nForce с сопоставлением того, что хотела NVIDIA, и что получилось на самом деле.

Чипсеты nForce: 420D, 415D, 220D, 220

Семейство чипсетов NVIDIA включает в себя на данный момент четыре базовых модификации: nForce 420D, 415D, 220D и 220 (по убыванию стоимости). Также в ближайшее время будут добавлены еще два чипсета - nForce 620D и 615D, которые являются ничем иным, как доработанными модификациями 420D и 415D соответственно (по крайней мере, такие сведения имеются на момент написания статьи).

Структура чипсета - классическая двухчиповая: сопряжением процессора, памяти и AGP-видеокарты занимается северный мост, а за работу с периферийными устройствами отвечает южный мост. Северных мостов nForce существует три: IGP-128, IGP-64 и SPP.

"IGP" - это "Integrated Graphics Processor" (интегрированный графический процессор), северный мост со встроенным графическим ядром, который NVIDIA называет процессором. Идеологически это неверно, так как обработкой данных он не занимается, а только коммутирует потоки данных и команд. Вот его часть, графическое ядро, действительно является процессором. Варианты чипа с индексами -128 и -64 отличаются суммарной шириной шины памяти (об том ниже). Чип IGP-128 является основой nForce 420D, а IGP-64 - nForce 220D и 220.

"SPP" расшифровывается как "System Platform Processor". Фактически это все тот же IGP-128, но с отключенным графическим ядром. NVIDIA пришлось отказаться от встроенной графики, достаточно медленной по нынешним меркам, поскольку современным требованиям она уже не удовлетворяет. Рынок производительных компьютеров не принял nForce 420D, однако в случае с nForce 415D (именно этот чипсет использует северный мост SPP) ситуация может измениться коренным образом. Нечто подобное в свое время произошло с Intel и чипсетом i815. Мне, например, непонятно, почему NVIDIA наступила на те же грабли.

В качестве южного моста NVIDIA предлагает чип MCP-D или его упрощенный вариант MCP. "MCP" расшифровывается как "Media and Communication Processor". В его состав входит звуковой контроллер NVIDIA "APU" (Audio Processing Unit), контроллеры USB и ATA, PCI и LPC интерфейс, сетевой контроллер MAC-уровня, SMBus-контроллер, другие контроллеры и кое-что необычное - тактовый генератор. Связь с северным мостом осуществляется посредством шины HyperTransport - фактически это первый массовый продукт, имеющий поддержку этой новейшей разработки AMD.

Давайте подробно рассмотрим особенности архитектуры и функционирования чипов.

Северные мосты IGP и SPP: TwinBank, DASP, NV11

Северный мост чипсета nForce 420D - это чип, обеспечивающий взаимодействие процессора, памяти, AGP-видеокарты и моста MCP. Он состоит из следующих блоков:

  • шинный интерфейс (поддержка шины EV6 с эффективной частотой 200 и 266 МГц, используемой процессорами AMD K7);
  • хост-контроллер AGP (режимы 4x, FastWrites, SBA, частота 66 МГц);
  • контроллер шины HyperTransport (для связи с MCP, пропускная способность - 800 Мб/с);
  • два независимых контроллера памяти, поддержка SDRAM и DDR SDRAM, частота - до 133 МГц, объем - до 1.5 Гб;
  • встроенное графическое ядро GPU (NV11 GeForce2 MX);
  • интеллектуальный арбитр-коммутатор.

Чипсет nForce поддерживает только процессоры AMD Athlon и Duron. Однако у NVIDIA нет каких-либо технических проблем с реализацией поддержки других процессоров, в частности, Intel Pentium-4. По ряду причин - маркетинговых, юридических и т.д. - на данный момент существует только вариант чипсета для платформы AMD.

Встроенное графическое ядро полностью эквивалентно чипу NV11 (GeForce2 MX). Отличия только в тактовых частотах и интерфейсе памяти. Встроенное ядро пользуется системными контроллерами, которые предоставляют доступ к памяти другим компонентам системы (в первую очередь процессору). Графическое ядро может быть отключено, если в слот AGP установлена внешняя видеокарта. Для большинства пользователей, использующих игры или графические приложения, возможностей и быстродействия GeForce2 MX будет недостаточно.

Для реализации вывода на телевизор и цифровой монитор чипсет поддерживает специальные платы расширения, устанавливаемые в слот AGP. Впрочем, они мало распространены, так что воспользоваться этой возможностью вряд ли удастся.

Чип SPP отличается от IGP только отключенным встроенным видео.

TwinBank - ключевая особенность архитектуры nForce, из-за которой, собственно, производительность чипсета должна была оказаться достаточно высокой. Ее суть в том, что у чипсета имеется не один, а два полноценных независимых 64-разрядных контроллера памяти, к которым могут обращаться все блоки чипсета. Каждый из контроллеров работает со своим набором банков (первый - с DIMM0, второй - с DIMM1 и DIMM2). Данные располагаются во всех банках с чередованием. При последовательном обращении к памяти устройство будет получать данные из обоих банков поочередно в режиме конвейера, что позволит сократить задержки, связанные с открытием/закрытием страниц, задержками на регенерацию и т.д. Если к памяти будут обращаться сразу несколько устройств, им не придется простаивать в ожидании, пока контроллер закончит работу с другим устройством. Тем самым гарантируется прирост скорости работы с памятью и увеличение ее пиковой пропускной способности до 4.2 Гб/с.

Использование такой архитектуры не должно привести к существенному увеличению быстродействия всей системы по той простой причине, что пропускная способность процессорной шины EV6 составляет всего 2.1 Гб/с - дополнительные 2.1 Гб/с ей практически ничего не дадут. Архитектура TwinBank оптимизирована прежде всего для нужд встроенного графического ядра. Благодаря ей интегрированный GeForce2 MX будет в меньшей степени подвержен проблемам совместного разделения шины памяти с другими компонентами системы, прежде всего с процессором. Если же будет использоваться отдельная видеокарта, прирост быстродействия будет мало заметен, так как прокачка текстур по AGP-каналу обычно не так интенсивна, чтобы загружать системную память.

NVIDIA утверждает, что если установить только один DIMM-модуль, будет использоваться только один контроллер памяти. Поэтому желательно ставить два модуля - один в первый, другой - во второй слот. Так как контроллеры независимы, можно ставить разные модули и конфигурировать их отдельно. По некоторым данным, если модули памяти не будут распознаны как официально поддерживаемые (см. список совместимых модулей на сайте NVIDIA), будет активирован режим "Super Stability Mode", при котором тайминги памяти снижены. Таким образом NVIDIA борется с проблемой низкой стабильности своего чипсета, выявленной сразу же после появления первых материнских плат на его базе.

Чип IGP-64 не позволяет использовать TwinBank (второй контроллер памяти отключен), поэтому его встроенное видео может теоретически достигнуть лишь уровня GeForce2 MX200. Однако до последнего времени nForce 220D, базирующийся на чипе IGP-64, не был востребован по причине слишком высокой цены, несоразмерной с его функциональностью и производительностью.

Еще одна ключевая особенность чипа IGP (точнее, его арбитра) - анализатор обращений к памяти DASP (Dynamic Adaptive Speculative Pre-Processor). Он отслеживает запросы на чтение, анализирует их характер и строит шаблоны, с помощью которых можно будет предсказать последующие запросы. После того, как шаблон определен, DASP-блок начинает генерировать запросы самостоятельно, предсказывая их и кэшируя полученные данные. Тем самым полоса пропускания памяти используется более эффективно, а часть данных, правильно предсказанная и полученная из памяти заблаговременно, поступает в процессор без обращения к памяти. Существующие чипсеты-аналоги способны только ставить запросы в очередь, но не предсказывать их. Тем самым технология DASP должна повысить эффективность TwinBank и обеспечить выдачу данных из памяти с меньшими задержками.

Южный мост MCP: APU

Южный мост NVIDIA MCP подключен к IGP/SPP с помощью новой универсальной шины HyperTransport, основное преимущество которой в данном случае - высокая пропускная способность (800 Мб/с). Только чипсеты SIS имеют более быстродействующую шину собственной разработки - MuTIOL (1 Гб/с), да и та вне чипов работает вдвое медленнее.

MCP - типичный современный южный мост, имеющий в своем составе контроллеры PCI (до пяти слотов), LPC (подключение флеш-микросхемы с ПЗУ и чипа ввода-вывода), USB (до шести портов), ATA/ATAPI (режим UltraATA/100), сетевой контроллер MAC-уровня и два AC-интерфейса для звуковых и модемных кодеков. Но есть у этого моста и уникальная особенность - встроенный звуковой контроллер APU (Audio Processing Unit). Он построен на базе нескольких DSP и способен аппаратно обрабатывать до 256 потоков 2D-звука, до 64 потоков 3D-звука, накладывать различные спецэффекты, в том числе применять HRTF-фильтры (для имитации объемного звучания). APU поддерживает DirectSound3D и новые возможности DirectX8, а также API и алгоритмы фирмы Sensaura. Кроме того, и это реализовано впервые, звуковой контроллер NVIDIA имеет встроенный блок кодирования звука в цифровой формат Dolby Digital (AC-3), благодаря чему позволяет эффективно использовать имеющуюся у пользователя цифровую акустику или систему "домашний кинотеатр". Впрочем, работает этот блок только у чипа MCP-D (nForce420D), а у MCP он отключен.

А в чем проблема?

Хорошо, скажете вы, чипсет замечательный - два контроллера памяти, шина HyperTransport, более чем передовой встроенный звук, да и графическое ядро - лучшее на сегодняшний день. Почему же тогда мы не завалены платами на чипсетах nForce?

Причин тому несколько. Во-первых, чипсет очень дорогостоящий. NVIDIA попросила за него нереальные деньги, поэтому производители материнских плат, ориентирующиеся на небогатого пользователя, сразу отказались от nForce - их потенциальные клиенты просто не смогут покупать дорогие платы. Сегодня с NVIDIA сотрудничают только избранные компании с положительной репутацией, выпускающие платы верхнего ценового диапазона - ASUS, ABIT, MSI, Leadtek и т.д.

Во-вторых, чипсет оказался не слишком удачным. Вот только короткий перечень его проблем:

  1. не доведенный до готовности BIOS, из-за чего возникают проблемы с совместимостью, быстродействием и стабильностью;
  2. встроенный тактовый генератор не имеет широких возможностей по настройке, что ограничивает пригодность платы к разгону;
  3. не предусмотрено достаточных средств для настройки чипсета;
  4. поддержка на уровне драйверов оставляет желать лучшего: WinNT, Linux и некоторые другие ОС практически не поддерживаются, Win98/ME - только частично (например, с горем пополам работает аппаратный звук).

В-третьих, чипсет совсем не вписался в ту нишу, на которую был нацелен. Встроенное игровое видео оказалось неуместным при высокой цене - куда важнее оно для бюджетной машины, но не для дорогостоящей игровой или рабочей станции. На мой взгляд, вместо nForce420D следовало сразу выпускать пару nForce 415D + nForce 220D.

Тем не менее, платы на базе nForce 420D после почти года доводки наконец-то появились в продаже в достаточных количествах. Обзору одной из них будет посвящена одна из следующих статей.

Компания NVIDIA в первую очередь ассоциируется у нас с видеокартами, однако, кроме того, это очень крупный разработчик наборов логики для материнских плат. Стоит вспомнить о том стремительном взлёте, который проделали чипсеты NVIDIA. Первое поколение наборов логики nForce не пользовалось большой популярностью, хотя обращало на себя внимание использованием ряда интересных особенностей, однако чипсет nForce2 уже произвёл настоящий фурор. Растаяло казавшееся незыблемым положение компании VIA, как одного из ведущих производителей чипсетов, а в пару к процессору Socket A почти неизменно ставилась материнская плата на чипсете NVIDIA nForce2. Набор логики nForce3 не вызывал столь заметного резонанса, но это во многом объясняется тем, что первые процессоры AMD Socket 754 были редкими и дорогими, к тому же многие предпочли подождать появления CPU Socket 939. Чипсет nForce4 вновь ожидал небывалый успех, но после этого триумфальное шествие комплектов микросхем NVIDIA замедлилось. Переход на чипсеты nForce пятой серии и процессоры Socket AM2 требовал одновременной замены памяти DDR на DDR2, поэтому происходил не очень быстро. К тому же вскоре появились новые процессоры Intel Core 2 Duo и многие предпочли мигрировать на более производительную платформу.

Да, говоря об успехе чипсетов NVIDIA, мы имели в виду исключительно наборы логики для процессоров AMD, поскольку конкурировать на равных с чипсетами Intel компания NVIDIA оказалась не в состоянии. Первые материнские платы на чипсете NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition удивили и разочаровали слабыми оверклокерскими способностями, к тому же их репутацию подпортили проблемы с поддержкой двухъядерных процессоров Smithfield. Переключив своё внимание с процессоров AMD на процессоры Intel семейства Conroe, мы как-то упустили из виду чипсеты NVIDIA nForce5 для процессоров Intel. Но, судя по тому, что о таких материнских платах не было слышно ничего особенного, мы не пропустили ничего важного. Зато список проверенных нами плат на чипсетах NVIDIA nForce 680i SLI и 650i SLI оказался довольно велик. И опять ничего интересного, и опять проблемы с оверклокингом, и снова с поддержкой процессоров, только на этот раз четырёхъядерных Yorkfield. Вдобавок обнаружились проблемы с производительностью на высоких частотах (FSB Strap), неработоспособность плат в определённых интервалах (FSB Hole), "рассыпающиеся" RAID-массивы и потерянные данные на жёстких дисках.

Ничуть не удивительно, что в свете перечисленных недостатков материнские платы для процессоров Intel на чипсетах NVIDIA большим спросом не пользуются. Вот и сейчас владельцы и потенциальные покупатели таких процессоров с интересом ждали лета и предстоящего анонса наборов логики Intel четвёртой серии. На основе этих чипсетов появятся приемлемые по цене материнские платы с поддержкой PCI Express 2.0. Однако более доступные платы, чем основанные на чипсетах Intel X38 Express и Intel X48 Express, уже давно имеются. Наш сегодняшний обзор посвящён рассмотрению возможностей одной из таких плат – Asus P5N-D, но прежде мы изучим набор логики NVIDIA nForce 750i SLI, на котором она основана.

Чипсет NVIDIA nForce 750i SLI

Официальные характеристики набора логики NVIDIA nForce 750i SLI выглядят следующим образом:

Если сравнивать с возможностями примерно равного по позиционированию чипсета Intel P35 Express, то он выигрывает по количеству портов USB – у NVIDIA nForce 750i SLI их всего восемь вместо двенадцати, и по количеству портов Serial ATA – их четыре против шести. Зато у NVIDIA nForce 750i SLI осталась полноценная поддержка Parallel ATA, можно подключить до четырёх приводов, в то время как на чипсетах Intel она давно уже отсутствует и её приходится реализовывать с помощью дополнительных контроллеров. В целом характеристики Intel P35 Express выглядят более отвечающими современным требованиям, хотя отставание NVIDIA nForce 750i SLI не выглядит критическим.

Однако наиболее наглядной для оценки является блок-схема чипсета NVIDIA nForce 750i SLI. Сразу бросается в глаза, что вместо традиционной двухчиповой схемы с использованием северного и южного мостов, или даже одночиповой схемы, которую нередко использовала NVIDIA и к которой в будущем планирует перейти Intel, используется комбинация из трёх микросхем. Добавился новый "восточный мост".

Очевидно, что "лишний" элемент – это NVIDIA nForce 200, однако именно он определяет основное отличие чипсета от предыдущих наборов логики. Эта микросхема представляет собой чип-коммутатор, который реализует поддержку PCI Express 2.0. В качестве южного моста используется чип MCP51 или, говоря иначе, nForce 430. Эта микросхема появилась ещё в далёком 2005 году и нам уже давно знакома. Она встречалась в чипсетах NVIDIA, предназначенных как для процессоров Intel, так и AMD, как дискретных, так и с интегрированным графическим ядром. В частности, именно этот южный мост использовался в составе чипсета NVIDIA nForce 650i SLI. Северный мост чипсета NVIDIA nForce 750i SLI носит кодовое имя C72P.

Но вот, что интересно – материнская плата Asus P5N-D при старте не отрицает, что использует южный мост MCP51, однако она утверждает, что в качестве северного моста у неё чип с кодовым наименованием C55. Нетрудно вспомнить, что это именно та микросхема, которая использовалась в чипсетах NVIDIA nForce 680i SLI и NVIDIA nForce 650i SLI. Сочетание северного моста C55 и южного MCP51 даёт нам чипсет NVIDIA nForce 650i SLI, а добавление чипа-коммутатора NVIDIA nForce 200 превращает его в NVIDIA nForce 750i SLI.

В идентичности характеристик чипсетов и NVIDIA nForce 750i SLI, за исключением поддержки PCI Express 2.0 естественно, нетрудно убедиться. Впрочем, помимо PCI Express 2.0 есть ещё одно немаловажное отличие – для нового набора микросхем декларируется полная поддержка 45 нм. процессоров поколения Penryn, как четырёхъядерных Yorkfield, так и двухъядерных Wolfdale, в то время как для чипсетов NVIDIA nForce 6 поддержка Yorkfield сначала заявлялась, но потом была отозвана. То есть новый набор логики NVIDIA nForce 750i SLI образован из старого NVIDIA nForce 650i SLI путём исправления обнаруженных недостатков и добавления дополнительной микросхемы NVIDIA nForce 200, приносящей поддержку PCI Express 2.0.

По той же схеме, кстати, получился новый чипсет NVIDIA nForce 780i SLI. Он образован сочетанием NVIDIA nForce 680i SLI и NVIDIA nForce 200. Очевидно, что наборы логики NVIDIA nForce 780i SLI и NVIDIA nForce 750i SLI, модернизированные из старых, представляют собой временное, промежуточное явление, что косвенно подтверждает появление действительно нового чипсета NVIDIA nForce 790i SLI, выполненного по традиционной двухчиповой схеме.

Материнская плата Asus P5N-D

Спецификации

Самое время ознакомиться с техническими характеристиками материнской платы Asus P5N-D.

Если сравнить с официальными спецификациями набора логики NVIDIA nForce 750i SLI, то можно заметить, что компания Asus реализовала на плате лишь один разъём Parallel ATA из двух, которые обеспечивает чипсет, что даёт нам поддержку двух приводов, вместо четырёх возможных. Однако это вполне достаточное на сегодня количество и многие другие производители поступают так же. Даже платы на чипсете NVIDIA nForce 650i SLI нередко имели лишь один разъём Parallel ATA.

Интереснее другое отличие. Для одиночной видеокарты материнская плата Asus P5N-D в полном соответствии с официальными спецификациями набора логики NVIDIA nForce 750i SLI обеспечивает режим работы PCI Express 2.0 x16. Что касается двух видеокарт в режиме SLI, то используется странная формулировка – hardware ready for x16, x16. Что имела в виду компания Asus, ведь плата на чипсете NVIDIA nForce 750i SLI формально может работать лишь в режиме PCI Express 2.0 x8 + PCI Express 2.0 x8? Что пропускная способность PCI Express 2.0 x8 равна PCI Express 1.0 x16? Или это намёк на возможное появление обновлённого nForce 750i SLI с поддержкой формулы PCI Express 2.0 x16 + PCI Express 2.0 x16? Или что чип-коммутатор NVIDIA nForce 200 в состоянии обеспечить режим PCI Express 2.0 x16 + PCI Express 2.0 x16 и ограничения имеются не на уровне железа, а лишь в драйверах?

Наиболее вероятной мне представляется последняя версия. Северный мост чипсета обеспечивал лишь 16 линий PCI Express. Ещё 16 линий, которых не хватало для реализации формулы PCI Express x16 + PCI Express x16, ему добавлял южный мост. После модернизации до 16 линий PCI Express 1.0 от южного моста теперь предназначаются лишь для третьей видеокарты, а 16 линий PCI Express 1.0 от северного с помощью NVIDIA nForce 200 вдруг превратились в 32 линии PCI Express 2.0, которые делятся между двумя слотами PCI Express 2.0 x16. И что мешает таким же образом поступить в случае с набором логики NVIDIA nForce 750i SLI? Технически, вероятно, ничего, только лишь желание компании NVIDIA чётче отграничить старший чипсет 780i SLI от младшего 750i SLI.

Конечно, возникает вопрос, а с какой скоростью, по какому интерфейсу чип-коммутатор NVIDIA nForce 200 общается с чипсетом? "Наружу" выходят два слота PCI Express 2.0 x8 в случае NVIDIA nForce 750i SLI и два PCI Express 2.0 x16 в случае NVIDIA nForce 780i SLI. А что внутри? Неужели PCI Express 1.0 x16, PCI Express 2.0 x1 или даже просто PCI Express 1.0 x1? В таком случае текущая реализация PCI Express 2.0 у наборов логики NVIDIA nForce 750i SLI и NVIDIA nForce 780i SLI лишь формальность и ничто не мешает расширить возможности nForce 750i SLI до формулы PCI Express 2.0 x16 + PCI Express 2.0 x16. Пока же владельцам плат на чипсете NVIDIA nForce 750i SLI твёрдо можно рассчитывать лишь на режим PCI Express 2.0 x8 + PCI Express 2.0 x8.

Что же, пора оставить предположения и догадки в покое, и приступить к рассмотрению материнской платы Asus P5N-D.

Упаковка и комплектация

Коробка материнской платы в первую очередь предназначена для того, чтобы в неповреждённом виде донести своё содержимое до потребителя. С этой задачей все упаковки, как правило, справляются без труда. Одновременно ставится цель привлечь потенциального покупателя с помощью оформления и рассказать ему об особенностях и преимуществах продукта.

Заманить неопределившегося покупателя своим внешним видом коробке материнской платы Asus P5N-D вряд ли удастся, аттрактивная составляющая находится на низком уровне. Хотя, теоретически, все необходимые компоненты имеются: имя производителя, название платы, логотипы, но лицевая сторона получилась какой-то мутной и мрачной.

Разочаровывает и информационная насыщенность обратной стороны упаковки. Там имеется лишь небольшая фотография платы, список характеристик и поддерживаемых технологий выполнен в виде схематических рисунков, а двум из них – Asus EPU и Precision Tweaker 2 – посвящено по одной фразе на семи языках. Кстати, о наличии эксклюзивной технологии Asus EPU (Energy Processing Unit), позволяющей менять количество активных фаз в схеме питания процессора в зависимости от нагрузки и тем самым экономить энергию, сообщается и на лицевой стороне коробки.

По ходу написания этого обзора понадобилось обратиться к статье годичной давности о материнской плате Asus P5N-E SLI , основанной на чипсете NVIDIA nForce 650i SLI. И оказалось, что у неё коробка была оформлена точно таким же образом. За прошедший год почти не изменился и список аксессуаров, которые включены в комплект. К материнской плате Asus P5N-D прилагаются:

  • шлейфы IDE и FDD с логотипами Asus;
  • четыре Serial ATA кабеля;
  • разветвитель для подключения питания к SATA-устройствам;
  • планка с двумя портами USB2.0;
  • Asus Q-Connector Kit – комплект переходников для удобного подключения отдельных проводов к коннекторам USB, IEEE1394 и передней панели;
  • соединительный мостик SLI;
  • заглушка для задней панели (I/O Shield).

Хочу обратить ваше внимание, что одна пара SATA-кабелей имеет Г-образную форму разъёма, а вторая обычную, прямую. Пользователь сам может выбрать, какой тип кабеля ему удобнее применить. Такое же трогательное внимание к незначительным, но полезным нюансам мы уже видели при изучении материнской платы Gigabyte GA-EP35-DS4 .

У материнской платы Asus P5N-D есть и ещё одна особенность такого рода. Читая описание технологии Asus Q-Shield, я никак не мог понять, о каких "пальчиках" идёт речь и в чём её сущность. А нужно было всего лишь внимательнее посмотреть на сопроводительную иллюстрацию.

Любой, кто хоть раз участвовал в сборке системного блока, всё сразу поймёт. Заглушка для разъёмов задней панели (I/O Shield) с обратной стороны имеет несколько "пальчиков" по терминологии Asus, я бы назвал их лепестками, но не в том суть. С их помощью обеспечивается электрический контакт с корпусом разъёмов и тем самым экранируется электромагнитное излучение. Однако лепестки непослушны, так и норовят попасть внутрь разъёмов. С Asus Q-Shield это исключено. Теперь с обратной стороны заглушки имеется пористый материал, покрытый токопроводящим слоем.

Нет нужды выпрямлять и правильно направлять многочисленные лепестки, сборка упрощается, достаточно просто установить заглушку на место. Токопроводящий слой обеспечит электрический контакт, а пористый материал плотный прижим, вот и всё. Просто и удобно.

И, наконец, последняя "вкусность" комплектации. Северный мост материнской платы Asus P5N-D накрыт невысоким, но очень широким пассивным радиатором.

Объясняется такая нестандартная форма очень просто, помимо собственно северного моста радиатор одновременно накрывает и "восточный" – дополнительную микросхему NVIDIA nForce 200, которая реализует поддержку PCI Express 2.0. Это всё замечательно, но чипсеты NVIDIA и без того "славятся" высоким тепловыделением, а тут под тот же радиатор добавляется не менее, а может и более горячий чип-коммутатор. Каким бы радиатор ни был большим, его площади недостаточно, нужно предусмотреть дополнительный обдув.

В недавнем обзоре материнской платы Intel DX48BT2 я хвалил Intel за редкий, но очень полезный аксессуар – пластиковую рамку для крепления дополнительного вентилятора на радиаторе северного моста чипсета. В Asus пошли дальше, вместе с рамкой поставляется вентилятор 70x70x10 мм, что очень даже похвально, ведь такие вентиляторы можно найти далеко не в каждом магазине.

Система крепления крайне проста – нужно просто защёлкнуть лапки рамки на радиаторе и подключить вентилятор к ближайшему разъёму.

Несмотря на то, что Asus оптимистично рекомендует устанавливать дополнительный вентилятор только при использовании жидкостного или пассивного охлаждения процессора, я советую поставить его в любом случае. Даже при работе в штатном режиме радиатор раскаляется настолько сильно, что приносит болевые ощущения при тактильном контакте. А ведь при разгоне потребуется поднимать напряжения, и тепловыделение ещё больше возрастёт.

К сожалению, без дёгтя во всём этом обилии мёда обойтись не удалось. По данным мониторинга материнской платы вентилятор вращается со скоростью ~ 3800 об/мин. и это слишком шумно. Система регулировки скорости вращения Asus Q-Fan позволяет выбрать в BIOS три значения: Performance, Optimal или Silent. При установке значения Performance скорость вращения снижается примерно до 3400 об/мин. и это всё ещё слишком громко, как и 3000 об/мин. в режиме Optimal. В режиме Silent скорость падает до 2500 об/мин. и только теперь стихает шум от воздушного потока, зато становится слышно гудение двигателя вентилятора.

Рассказ о комплектации материнской платы Asus P5N-D был бы неполным без упоминания о том, что к ней прилагается руководство, краткие инструкции по сборке на нескольких языках, включая русский, наклейка на системный блок и два компакт-диска с драйверами (Windows и Linux), утилитами Asus и дополнительным программным обеспечением.

В списке дополнительного ПО числится Norton Internet Security 2007, Intervideo DVD Copy 5 Trial, Corel Snapfire Plus SE 1.2, а так же DirectX 9.0c и Adobe Acrobat Reader для чтения руководств в электронном виде, которые тоже имеются на дисках.

Дизайн и возможности

При первом очном знакомстве материнская плата Asus P5N-D производит хорошее впечатление, не видно никаких явных недостатков в дизайне.

Прежде всего, привлекает внимание гигантский радиатор северного моста, занимающий центральное место на плате, однако мы о нём уже говорили выше, поэтому посмотрим на верхнюю часть платы. Разъёмы питания расположены вполне приемлемо, четырёхфазная схема питания процессора выполнена с использованием современных элементов и выглядит достойно. Вызывает лёгкое недоумение лишь использование четырёх-, а не восьмиконтактного разъёма питания процессора ATX12V.

Традиционно в нижней части платы элементов больше, но их размещение не вызывает отторжения. Материнская плата Asus P5N-D оснащена двумя слотами PCI Express x16, парой слотов PCI Express x1 и двумя PCI. Южный мост прикрыт небольшим радиатором.

Разъём IDE для удобства расположен горизонтально, четыре порта Serial ATA размещены на линии слотов PCI, то есть не будут перекрываться даже при использовании двух видеокарт. Нашлось место и для дополнительного IEEE1394 контроллера VIA VT6308P. Вдоль нижнего края платы расположены коннекторы передней панели, разъёмы USB, IEEE1394, FDD и аудио.

Задняя панель может похвастаться нечастым на сегодня полным набором разъёмов: PS/2 для клавиатуры и мышки, коаксиальным и оптическим S/PDIF, COM и LPT, IEEE1394, RJ45, четыре порта USB и шесть аудиоконнекторов (Realtek ALC883).

В завершение внешнего осмотра платы можно лишь повторить, что её дизайн вполне приемлем, а список возможностей широк.

Смотрите в этой статье:

Видеокарты на базе NVIDIA GeForce RTX 2070, которым посвящен данный материал, являются младшими моделями из уже представленных на данных момент графических адаптеров нового поколения с архитектурой NVIDIA Turing.

Если не брать во внимание очень специфическую NVIDIA Titan RTX стоимостью $2500, то пользовательские видеокарты с архитектурой NVIDIA Turing представлены семейством NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti, RTX 2080 и RTX 2070. Это видеокарты высокого класса, а через некоторое время планируется появление и более простых устройств типа RTX 2060.

Смотрим на характеристики

Графические процессоры для новых видеокарт Turing выполняются по более «тонкому» 12-нанометровому техпроцессу. Но, по слухам, этот техпроцесс не является чем-то принципиально новым, а представляет собой лишь чуть доработанную версию 16-нанометрового техпроцесса, который используется в предшественниках.

Для удобства сравнения характеристики новых GeForce RTX 2080 Ti, RTX 2080 и RTX 2070 и предшественников GeForce GTX 1080 Ti, GTX 1080 и GTX 1070 мы свели их в одну таблицу.

От поколения к поколению видеокарт NVIDIA можно наблюдать рост стоимости видеокарт. Но если ранее он был довольно плавным, то в данном случае адаптеры NVIDIA Turing значительно превзошли предшественников по цене.

За что платим?

Отчасти такое повышение можно объяснить увеличившейся сложностью новых GPU. Обратите внимание, что они имеют сильно возросшее количество транзисторов и значительно более высокую площадь кристалла. Соответственно, можно предположить, что себестоимость таких кристаллов оказывается выше.

Есть некоторые девиации по значениям частот GPU. Память теперь новая. Вместо GDDR5X и GDDR5 видеокарты RTX получили GDDR6.

Но примечательно, что объем памяти в новом поколение видеокарт остался на том же уровне, что и у предшественников.

Очень важно, что появились совершенно новые ядра RT и тензорные ядра. Именно этим обусловлен такой рост числа транзисторов и площади кристалла GPU.

Трассировка лучей

Поколение видеокарт RTX 2080 Ti, RTX 2080, RTX 2070 на базе архитектуры Turing сама NVIDIA называет революционной и связывает это с аппаратной поддержкой трассировки лучей в реальном времени.

Для этого внедрены упоминаемые выше RT-ядра. NVIDIA считает это настолько важным, что привычную приставку GTX в новых видеокартах даже заменили на RTX, где RT - Ray Tracing (трассировка лучей).

Данной технологии на презентации видеокарт нового поколения было уделено чуть ли не главное внимание.

Если упрощенно, то с Ray Tracing связаны новые эффекты отражений на объектах (в том числе взаимных), отражений света и прохождения лучей сквозь объекты. При этом лучи могут иметь реалистичное преломление, наложение и т. д. Ray Tracing также позволяет использовать более реалистичные смягченные тени и формировать правдоподобное освещение.

Это действительно очень важное нововведение для индустрии, но, как ни парадоксально, именно с технологией Ray Tracing и связывают довольно холодный прием новых видеокарт пользователями.

Новые RT-ядра сделали кристалл более крупным и дорогим, а что пользователи получают взамен?

На момент выхода видеокарт RTX не было ни единой игры, которая бы обладала поддержкой Ray Tracing. Сейчас ситуация меняется, но очень медленно.

К примеру, попробовать Ray Tracing вообще в какой-либо игре стало возможно совсем недавно с выходом Battlefield V.

Как оказалось, картинка в Battlefield V с эффектами меняется не так и кардинально. Улучшения есть, но совсем не скажешь, что получаешь принципиально новый уровень восприятия.

А вот вычислительные ресурсы Ray Tracing «подъедает» существенно. При активации трассировки лучей производительность может падаем более чем вдвое.

В результате, даже с дорогущей топовой NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti, уровень FPS при Full HD-разрешении, максимальных настройках качества с использованием Ray Tracing не всегда сможет удовлетворить требовательного геймера.

А что тогда говорить о более простых RTX 2080, RTX 2070 и более высоких разрешениях?

Получается, что на данный момент игр с Ray Tracing практически нет, визуально разница в изображении с эффектами RT не такая кардинальная, а активация трассировки приводит к большому падению уровня FPS.

Для пользователей Ray Tracing в реальном времени пока является лишь потенциально перспективной технологией. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.

DLSS-сглаживание, тензорные ядра и искусственный интеллект

Вдобавок к совершенно новым RT-ядрам в видеокартах RTX появились и тензорные ядра, предназначенные для рассчетов ИИ и нейросетей. Они работают в связке c RT-ядрами, но тензорные ядра могут использоваться и для других функций.

На базе их работы реализован новый метод сглаживания - DLSS (Deep Learning Super Sampling). Используется сниженное разрешение рендеринга, но за счет ИИ и тензорных ядер видеокарта преобразовывает изображение в более качественное, «додумывая» новые детали.

В зависимости от особенностей реализации за счет этого можно добиться увеличения производительности, повышения качества изображения или того и другого одновременно.

Опять-таки, как и в случае с Ray Tracing, для работы DLSS необходима поддержка со стороны игр. Указывается, что несколько десятков готовящихся к выходу игр будут поддерживать DLSS-сглаживание.

Одним из немногих тестов, где уже сейчас можно проверить DLSS, стал бенчмарк Final Fantasy XV Benchmark. Если в системе установлена видеокарта GeForce RTX, в настройках появляется соответствующий пункт, позволяющий активировать DLSS.

По нашим тестам, активация DLSS привела к существенному увеличению производительности.

Качество изображения с использованием DLSS и с обычным TAA-сглаживанием в данном приложении сопоставимо. Вы можете самостоятельно сравнить кадры с DLSS и с TAA.

DLSS
TAA

Что еще нового?

Продолжает совершенствоваться технология автоматического повышения частоты GPU. В видеокартах NVIDIA RTX используется уже четвертое поколение GPU Boost.

Добавлена возможность ручной корректировки алгоритма работы разгона. Но куда более интересно, что впервые появилась функция автоматического разгона.

Если ранее для определения предельной частоты GPU требовалось экспериментировать, запускать различные игры, приложения, то сейчас процесс может быть сильно упрощен.

В приложениях типа MSI AfterBurner доступен новый пункт Nvidia Scanner. Нажав всего одну кнопку, через минут 15 автоматических тестов вы получите измененную кривую частот/напряжений GPU, соответственно, с более высокими значениями частот.

В наших тестах для всех видеокарт RTX 2070 мы проверяли такой автоматический разгон. Конечно, для получения еще более высоких результатов оверклокинга придется все же проводить более сложный разгон «вручную».

К видеокартам RTX можно подключить сразу два монитора с разрешением 8K. Максимальная кадровая частота будет составлять 60 Гц у обоих устройств вывода изображения.

Порты DisplayPort теперь соответствуют версии DisplayPort 1.4a, а HDMI - HDMI 2.0b. Обратите также внимание на наличие разъема USB Type-C прямо на видеокарте. Он предназначен для новых VR-шлемов.

Впрочем, этот порт может использоваться для любых устройств с поддержкой USB Type-C.

Вполне ожидаемо, что была проведена работа с различными видеокодеками. Например, добавлена поддержка компрессии данных в формате H.265 (HEVC) в режиме разрешении , а также повышено качество кодирования. Учитывая, что сегодня видеокарты активно используются при видеомонтаже, это весьма актуально.

Возможность объединения нескольких видеокарт в одной системе теперь доступна только в видеокартах самого высокого класса. NVIDIA GeForce RTX 2070 такой функции лишены.

Участники теста

В одном тесте нам удалось собрать сразу четыре видеокарты на базе NVIDIA GeForce RTX 2070 от разных производителей.

Это модели ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition, Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G, Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 и MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G.

Все они имеют значительные отличия от референсных RTX 2070, получили повышенные частоты и используют фирменные системы охлаждения.

Сравнительная таблица характеристик

Кодовый идентификатор модели ROG-STRIX-RTX2070-O8G-GAMING GV-N2070AORUS X-8GC N20702-08D6X-2511683 -
Поставщик Представ-во ASUS Представ-во Gigabyte Представ-во Inno3D Представ-во MSI
Цена, $ 796 742 675 725
Результаты измерений
Производительность 87,49 87,73 86,21 87,93
100 96,91 98,54 98,79
Производитетльнось/Цена 86,7 93,26 100 95,66
Технические характеристики
Чипсет NVIDIA GeForce RTX 2070 NVIDIA GeForce RTX 2070 NVIDIA GeForce RTX 2070 NVIDIA GeForce RTX 2070
Техпроцесс чипсета, нм 12 12 12 12
Тип и объем памяти, ГБ GDDR6, 8 GDDR6, 8 GDDR6, 8 GDDR6, 8
Конструкция системы охлаждения фирменная фирменная фирменная фирменная
Количество вентиляторов системы охлаждения 3 3 2 2
Количество занимаемых слотов 3 3 2 3
Субъективная оценка шумности охлаждения Отлично Отлично Хорошо Отлично
Номинальная частота GPU 1410 1410 1410 1410
Boost-частота GPU 1815 1815 1755 1830
Результирующая частота памяти, МГц 14000 14142 14000 14000
Шина памяти, бит 256 256 256 256
Требует дополнительного питания? да да да да
Тип разъема доп. питания 6pin+8pin 6pin+8pin 6pin+8pin 6pin+8pin
Количество выходов HDMI/DisplayPort/USB Type-C 2/2/1 3/3/1 1/3/1 2/2/1

ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition (ROG-STRIX-RTX2070-O8G-GAMING)

Представленная в тесте ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition на данный момент является самой мощной, в плане частоты GPU, и продвинутой среди всех видеокарт ASUS на базе RTX 2070 .

Она имеет традиционный для ASUS ROG Strix дизайн, который практически не изменился со времен прошлого поколения.

Устройство получилось довольно крупным и в системе займет три слота расширения.

Тут используется модифицированная плата с конфигурацией фаз питания 10+2 и фирменная система охлаждения с тремя вентиляторами.

Как заявляется, вентиляторы имеют специальную конструкцию, а внутренности защищены от пыли. Кстати, направление вращения всех вентиляторов одинаковое.

Массивный радиатор СО пронизан шестью тепловыми трубками. Подошва теплоприемника имеет особую обработку, которую ASUS называет технологией MaxContact.

При осмотре ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition (ROG-STRIX-RTX2070-O8G-GAMING) со всех сторон обнаруживаются любопытные детали.

На плате установлены сразу две микросхемы BIOS с немного измененными режимами работы платы. Один из них (Performance) предусматривает повышенную эффективность охлаждения, что достигается более высокими скоростями работы вентиляторов, а второй (Quiet) рассчитан на более тихую эксплуатацию. Выбор BIOS осуществляется специальным переключателем.

Кстати, полная остановка вентиляторов при малой нагрузке становится доступна только при использовании варианта BIOS с режимом Quiet.

На торце выведена специальная кнопка для быстрого отключения/включения подсветки. Это неплохое решение, когда надо погасить свечение без использования фирменного ПО.

Также на плате предусмотрена площадка для ручного измерения напряжения RAM, GPU, PLL и набор контактов для подключения светодиодной ленты и корпусных вентиляторов. Скорость вращения этих вентиляторов можно связать с температурой GPU. Это классная функция.

На одной из сторон ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition можно заметить контакты для подключения светодиодной ленты и корпусных вентиляторов

Частота памяти в данной модели соответствует референсной, а вот Boost-частота GPU повышена очень значительно - с 1620 до 1815 МГц.

В результате ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition находится среди лидеров теста по производительности. Превзойти Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G и MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G по скорости не удалось, так как все три модели, включая ASUS, имеют похожие рабочие частоты. Уж очень сильные видеокарты участвуют в тесте.

Мониторинг работы ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition в приложении MSI Afterburner

При работе под нагрузкой в наших условиях температура GPU составила всего 57 ° C . Для всех тестов производительности и замера температуры использовался BIOS с режимом Performance.

Учитывая довольно высокое энергопотребление видеокарты, это просто великолепный результат. К слову, это самое низкое значение температуры среди всех тестируемых видеокарт на базе RTX 2070 в этом тесте.

Скорость вращения вентиляторов составила около 1600 об/мин. При работе видеокарта не будет создавать шумовой дискомфорт.

При использовании автоматического разгона с изначальными настройками максимальная частота GPU почти достигла отметки 2100 МГц.

ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition позволяет увеличить предел энергопотребления до 125%. Это самое высокое значение в тесте.

Система подсветки состоит из нескольких элементов с RGB-подсветкой на передней панели, светящимся логотипом ASUS ROG по боку и еще одним крупным логотипом, выведенным на заднюю пластину.

Работой подсветки, разумеется, можно управлять. Доступны ряд эффектов, а также возможность смены цвета в зависимости от температуры GPU.

Особенность: цвет свечения может меняться, но одновременно все элементы подсветки имеют один и тот же цвет.

Весьма неплохо, но сегодня уже есть и более продвинутые решения, в том числе и среди участников теста. Подсветка видеокарт Gigabyte AORUS и MSI оказалась еще более крутой.

Фирменное ПО ASUS по возможностям примерно представляет собой объединение MSI Afterburner и GPU-Z

ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition - это очень мощная видеокарта на базе RTX 2070 с просто-таки отличной по эффективности системой охлаждения.

Она находится среди лидеров по производительности, имеет ряд любопытных дополнительных функций в виде двух микросхем BIOS, контактов для вентиляторов корпуса и светодиодной ленты.

Но при всех своих достоинствах, ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition обладает и самой высокой стоимости среди других участников теста на базе RTX 2070.

Оценка ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition (ROG-STRIX-RTX2070-O8G-GAMING):

Отличная система охлаждения

Предел энергопотребления выше чем у других участников

Двойной BIOS

Контакты для подключения RGB светодиодных лент и вентиляторов корпуса

— самая высокая стоимость

— большие габариты

— сравнительно скромная комплектация

Если видеокарты ASUS ROG Strix в новом поколении выглядят почти также, как и в предыдущем, то MSI свою серию GAMING видоизменила существенно .

Узнаваемый дизайн с преобладанием красного цвета и вставками, напоминающими когти дракона, решили больше не использовать.

Модель хоть и не такая длинная, но широкая и в системе займет место трех слотов расширения.

MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8 G (внимание на приставку Z в названии) выделяется более высокими частотами по сравнению с близнецами MSI GeForce RTX 2070 GAMING X 8 G и MSI GeForce RTX 2070 GAMING 8 G и является самой быстрой RTX 2070 у компании MSI на данный момент.

Плата типично для серии GAMING переработанная. Распаяна конфигурация фаз питания 8+2. СО состоит из двух вентиляторов и мощного радиатора с шестью тепловыми трубками.

Если присмотреться, то в каждом вентиляторе чередуются лопасти двух видов. Технология носит название TORX FAN 3.0. В сочетании с новым дизайном рассеивающих пластин радиатора это, по информации производителя, будет способствовать лучшей эффективности.

Система охлаждения и вправду оказалась очень эффективной.

Зафиксированная температура под нагрузкой - 66 °C. Но удивило другое. Данная температура держится при скорости вращения вентилятора всего 1100 об./мин.

В результате видеокарта работает очень тихо . По эффективности охлаждения MSI превзошла других участников кроме, пожалуй, ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition. Но с СО ASUS сравнивать сложно. С одной стороны, у конкурента более низкая температура, а с другой - это достигается при заметно более высоких оборотах вентиляторов.

Boost-частоте GPU видеокарты MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G составляет 1830 МГц. Это самое высокое значение среди всех участников теста. Но превосходство над ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition и Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G совсем мизерное. У этих видеокарт данное значение составляет 1815 МГц.

Частота памяти, при этом, стандартная. Логично, что RTX 2070 GAMING Z 8G оказалась среди лидеров по производительности. При автоматическом разгоне максимальная частота доходит до отметки 2100 МГц.

Кривые зависимости частоты и напряжения графического процессора Характеристики MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G (данные приложения GPU-Z) со стандартными настройками (сверху) и после автоматического разгона

Доступный лимит энергопотребления - 111%.

Очень порадовала новая система подсветки данной видеокарты . Светящимися участками по периметру окружили вентиляторы. Подсвечивается и логотип на боку.

Все дело в том, как тут реализованы динамические эффекты. В некоторых режимах это, своего рода, цветовое шоу. Хотя тут и нет светящегося элемента на задней пластине данная подсветка MSI понравилась больше, чем решение у ASUS.

В комплекте с видеокартой поставляется дополнительная планка для более надежного крепежа видеокарты в корпусе. Видеокарта действительно увесистая, но, на наш взгляд, большой необходимости в такой планке нет. Вероятно, она не помешает, при транспортировке корпуса.

Планка прикручивается в корпусе компьютера ниже видеокарты после чего устройство опирается на эту планку через мягкие прокрадки

MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G отличается и высоким заводским разгоном, и отличной по эффективности системой охлаждения, и интересной новой подсветкой. Хорошая получилась модель.

Оценка MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G:

Отличная система охлаждения

Отключение вентиляторов при низкой нагрузке

Значительно повышенные частоты GPU

Продвинутая система RGB-подсветки

Дополнительная планка крепления в комплекте

— большие габариты

Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G (GV-N2070AORUS X-8GC)

Даже по сравнению с другими крупными видеокартами в тесте Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G оказывается еще массивнее.

Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G слева

Но основной вклад в толщину устройства вносит не радиатор СО, а довольно любопытное размещение вентиляторов.

Они расположены немного внахлест. За счет этого, при умеренной длине, удалось разместить сразу три 100-миллиметровых вентилятора .

Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8 G является самой быстрой RTX 2070 у Gigabyte .

Boost частота составляет 1815 МГц, что, впрочем, сравнимо с тестируемыми ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition и MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G.

Любопытно, что заводской разгон получила и память. Во всех остальных видеокартах RTX 2070 данного теста частоты памяти соотвествуют референсным.

Но прибавка по памяти в случае с AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G чисто номинальная и мало влияет на итоговую производительность. Частоту подняли со стандартной 14 000 до 14 140.

Производительность Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G оказалась на уровне видеокарт MSI и ASUS.

Используя автоматический разгон максимальное значение частоты GPU составило около 2100. Что примерно повторяет результаты MSI и ASUS.

Кривые зависимости частоты и напряжения графического процессора Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G со стандартными настройками (сверху) и после автоматического разгона

Доступный для изменения максимальный лимит энергопотребления - 109%.

Конфигурация фаз системы питания - 10+2.

В отличие от других участников, в конструкции системы охлаждения вместо полированной пластины или испарительной камеры используется вариант, когда сами тепловые трубки касаются GPU.

Всего тепловых трубок пять.

Производитель обращает отдельное внимание, что центральный вентилятор имеет другое направление вращения по сравнению с крайними. Указано, что это позволяет избежать турбулентности и увеличивает эффективность СО.

Умеет модель и останавливать вентиляторы при низкой нагрузке. На боковой панели, традиционно для Gigabyte, даже выведена подсвечиваемая надпись “Fan Stop”, которая загорается, когда вентиляторы бездействуют.

Как такая СО показала себя в деле?

Зафиксированные значения температуры и оборотов вентиляторов под нагрузкой составили 67 °C при 1700 об./мин. Очень неплохо, но, получается, что эффективность СО участвующих в тесте ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition и MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G немного выше.

Система подсветки в Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G устроена очень необычно.

На краю одной из лопастей каждого вентилятора размещен RGB-диод. Этот диод может менять цвет в зависимости от того, в каком секторе круга он находится при вращении вентилятора . Получаемые эффекты впечатляют.

Видеокарта действительно способна привлечь немало внимания.

Дополнительно подсвечиваются логотипы, размещенные на лицевой, обратной сторонах и на боку видеокарты.

Из-за того, что подсветка AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G связана с вращением вентиляторов обнаружились и не очень приятные особенности. Во-первых, эффекты с кольцами работают только при работающих вентиляторах. Во-вторых, заметно небольшое мерцание. Второй недостаток, впрочем, выражен не так существенно. Если видеокарта не находится постоянно в вашем поле зрения, неудобств не будет.

У видеокарты Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G оказалось самое большое количество видеовыходов вреди других видеокарт на базе RTX 2070 в этом обзоре

В комплекте обнаружилась ножка для надежной фиксации видеокарты в корпусе. Да, видеокарта увесистая, но острой необходимости в такой дополнительной поддержке, на наш взгляд, нет.

К слову, уровень материалов и обработки у этой ножки просто изумительные.

Неужели такого рода аксессуары становится трендом для видеокарт высокого класса?

Резюмируя, можно сказать, что Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G выделяется не только значительным заводским разгоном, но и довольно смелым дизайном в сочетании с любопытной системой подсветки.

Это очень достойный соперник для других мощнейших участников данного теста.

Оценка Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G (GV-N2070AORUS X-8GC):

Эффективная система охлаждения

Отключение вентиляторов при низкой нагрузке

Значительно повышенные частоты GPU

Эффектная система RGB-подсветки

Дополнительная ножка крепления в комплекте

— большие габариты

— Эффекты системы подсветки зависят от того, вращаются вентиляторы или нет

Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 (N20702-08D6X-2511683)

Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 - это далеко не рядовая модель. Тут и заводской разгон GPU, и фирменная система охлаждения, и подсветка с RGB-элементами.

Но на фоне других видеокарт GeForce RTX 2070 из данного теста, а это оказались очень продвинутые модели, она выглядит скромнее.

Видеокарта от Inno3 D единственная в тесте занимает не три, а два слота расширения.

Радиатор содержит четыре тепловые трубки и обдувается парой вентиляторов.

Учитывая более скромный класс устройства, по эффективности охлаждения Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 ожидаемо уступила другим участникам теста.

Мониторинг работы Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 в приложении MSI Afterburner

Под нагрузкой температура составила 66 °C. Это более чем комфортный уровень, но обороты вентиляторов при этом оказались на уровне 2050 об/мин, что заметно выше, чем у представленных видеокарт ASUS, Gigabyte, MSI.

Соответственно, Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 работает не так тихо, но уровень ее шума большого дискомфорта создавать не должен.

Видеокарта умеет останавливать вентиляторы при низкой нагрузке, но делает это несколько своеобразно. Перед окончательной остановкой вентиляторы еще пару десятков раз раскручиваются от 0 до, примерно, 600 об./мин. Вполне возможно, что этот «баг» может быть решен в новой версии прошивки, хотя и сейчас существенной проблемой это не является.

На гистограмме видно, как вентиляторы перед полной остановкой некоторое время «пульсирует» со скоростью от 0 до 600 об/мин.

Boost-частота GPU повышена со стандартных 1620 до 1755 МГц. Это неплохой заводской разгон, но, опять-таки, конкуренты оказались уж слишком мощными и у них этот параметр еще выше.

Как результат, Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 немного уступила соперникам по производительности.

Если проанализировать полученную кривую частоты GPU/напряжения при автоматическом разгоне, то можно увидеть, что максимальная частота GPU примерно на 50 МГц ниже чем у других видеокарт RTX 2070 в тесте при заданных значениях напряжений.

Кривые зависимости частоты и напряжения графического процессора Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 со стандартными настройками (сверху) и после автоматического разгона

Подсветкой в Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 оснащены несколько элементов. На лицевой панели логотип Inno3D подсвечивается белым цветом. Зажигаются также и желтые вставки рядом с этим логотипом. А вот логотип Inno3D на боку может светиться уже любым цветом (RGB-подсветка).

Доступно управление подсветкой при помощи приложения.

Да, Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 несколько уступила соперникам в скорости и в эффективности системы охлаждения. Но для многих это все может быть запросто нивелировано тем, что Inno3 D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 отличается заметно более доступной стоимостью и по соотношению производительности и цены она переигрывает всех других участников данного теста .

А еще у Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 весьма продвинутая комплектация. Модель поставляется с игровым ковриком и ключами для тестов VRMark, 3DMark.

Оценка Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 (N20702-08D6X-2511683):

Наилучший баланс стоимости и производительности среди всех видеокарт на базе RTX 2070 в тесте

Отключение вентиляторов при низкой нагрузке

Заводской разгон GPU

Интересная комплектация

— сравнительно скромная подсветка

— странное поведение вентиляторов при переходе в режим остановки

Как мы тестировали видеокарты

Видеокарты работали с использованием изначальных настроек драйверов, оптимизированные игровые профили не применялись.

Видеокарты тестировались без разгона и без использования фирменных профилей (OC, Gaming, Silence и т. д.), которые иногда доступны при установке фирменного программного обеспечения.

Тестируемые видеокарты на базе RTX 20170 мы сравнивали с видеоадаптерами прошлого поколения на базе GTX 1080 и GTX 1080 Ti, в роли которых выступили MSI GeForce GTX 1080 GAMING X 8G и Gigabyte GeForce GTX 1080 Ti Gaming OC 11G.

В качестве тестовых приложений для определения производительности видеокарт мы использовали современные игры с поддержкой DirectX 11 и DirectX 12, которые имеют встроенные бенчмарки. Также в программу вошли популярные синтетические тесты 3DMark.

В каждой игре применялись максимальные или близкие к максимальным настройки графики. В играх мы использовали разрешение 2560×1440 и 3840×2160 пикс. (4K-разрешение). В 3DMark 11 видеокарты тестировались с предустановкой Extreme, а в 3DMark (2013) использовались тесты Fire Strike Extreme, Fire Strike Ultra и DirectX 12-тест Time Spy.

Отслеживание максимальной температуры GPU и энергопотребления системы (без монитора) производилось в игре Metro: Last Light. Именно в этой игре видеокарты, по наблюдениям, нагревались наиболее интенсивно и происходило максимальное энергопотребление.

Сама система эксплуатировалась вне корпуса ПК (открытый стенд) при температуре в помещении около 21 °C. Уровень шума, создаваемый работой систем охлаждения видеокарт, оценивался субъективно.

Итоговая оценка в категории «Производительность» определялась на базе всех тестов с равнозначным вкладом каждого теста. При этом, если говорить об играх, для уменьшения влияния зависимости от процессора, при подсчете общей производительности (категория «Производительность») учитывались только результаты с разрешением 3840×2160 пикс. (4 K ) .

Результаты с разрешением 2560×1440 пикс. приведены для ознакомления.

Гистограммы нормированы в процентах с сортировкой моделей по результатам тестов. Конкретные результаты в виде баллов и FPS также указаны.

Стоимость видеокарт указана на базе данных крупных интернет-магазинов (на момент публикации) с сайта Hotline.

В отдельном тесте Final Fantasy XV benchmark проводились эксперименты с технологией DLSS (см. гистограмму выше).

Конфигурация тестовой платформы:

Процессор: Intel Core i7-3770K, разогнанный до 4,4 МГц

Материнская плата: Biostar Hi-Fi Z77X

Объем оперативной памяти: 4×4 ГБ DDR3 1600

Накопители: SSD (система), HDD

Операционная система: Windows 10 Pro 64 бит

Монитор: Philips 272P7VPTKEB с разрешением 4K

Используемый драйвер NVIDIA для всех видеокарт: GeForce 416.94

Результаты тестов

Выводы

Как видно по результатам тестов, если сравнивать с решениями прошлого поколения, производительность новых видеокарт на базе RTX 2070 находится между NVIDIA GeForce GTX 1080 и GTX 1080 Ti ближе к GTX 1080.

Тройка ASUS ROG Strix GeForce RTX 2070 OC edition, Gigabyte AORUS GeForce RTX 2070 XTREME 8G и MSI GeForce RTX 2070 GAMING Z 8G - это очень «навороченные» видеокарты. Они имеют продвинутые системы подсветки, значительно повышенные частоты GPU.

Разницу в скорости между ними без специальных тестов вы точно не заметите. По эффективности систем охлаждения в этой тройке лидируют модели от ASUS и MSI.

ASUS позволяет сильнее других увеличить лимит энергопотребления. Эта же модель, кстати, выделяется и самой высокой стоимостью среди всех участников теста.

По впечатлениям от работы подсветки Gigabyte AORUS и MSI можно поставить несколько выше, чем ASUS. Inno3D тут в аутсайдерах.

Представленная в тесте Inno3D GeForce RTX 2070 Gaming OC X2 скромнее на фоне тройки ASUS, Gigabyte AORUS и MSI, хотя тоже далеко не рядовая модель. Она имеет более низкие частоты GPU, не такую продвинутую систему охлаждения и уступит по возможностям подсветки и разгона.

Но, зато, данная модель от Inno3D и самая доступная по цене. По соотношению производительности и стоимости она превосходит других участников теста.

Разница в скорости между Inno3D и тройкой ASUS, Gigabyte AORUS, MSI есть, но она не такая и существенная. Если есть желание сэкономить - это очень достойный вариант.

С самими участниками теста полный порядок. Любая видеокарта из теста - это качественное устройство с высокой производительностью, эффективным охлаждением без каких-то существенных недостатков.

Но новое поколение видеокарт RTX в целом оставляет целый ряд поводов для раздумий, хотя именно переход к RTX производитель называет революционным.

Если не «копать» сильно далеко в прошлое и взять во внимание переходы от поколения GTX 700 к GTX 900 (серия 800 в десктопных видеокартах была пропущена) и от GTX 900 к GTX 1000, то всегда новое поколение видеокарт отличалось сильно возросшей производительностью с одновременным значительным улучшением энергопотребления. При этом большого скачка стоимости равнозначных моделей не происходило.

А что же мы видим сейчас с выходом поколения NVIDIA GeForce RTX?

Да, рост производительности есть, но он не такой заметный, как это было ранее с новым поколением видеокарт.

По энергоэффективности новинки лучше моделей GTX 1000, но совсем незначительно.

А еще вы заметили, что в поколении RTX не произошло роста объема видеопамяти?

Но главное, что новые видеокарты оказались намного дороже своих предшественников .

Причем, ожидать значительного снижения стоимости видеокарт NVIDIA RTX довольно сложно. Они получили намного более сложные и дорогие в производстве графические процессоры.

Проблема в том, что значительная часть усложнений в новых GPU пошла на используемые впервые RT -ядра (аппаратная поддержка трассировки лучей), которые пока мало где можно задействовать . Кстати, на момент выхода видеокарт RTX игр с аппаратной поддержкой трассировки не было вовсе!

И тут еще большой вопрос, стоят ли те изменения в изображении, которые привносит трассировка лучей, очень серьезного падения производительности, происходящего при активации этой функции.

Получается, что на данный момент по соотношению производительности и стоимости новинки RTX 2000 уступают видеокартам-предшественникам серии GTX 1000 (прошлое поколение на архитектуре Pascal).

Да, потенциально RTX 2000 могут наращивать свою привлекательность со временем, с появлением большего количества игр, поддерживающих трассировку лучей и DLSS-сглаживание, но пока об этом говорить рано.

Благодарим компанию Philips за предоставленный 4K-монитор Philips 272P7VPTKEB

В то время как все внимание компании AMD и производителей системных плат приковано к Socket 939 и Athlon 64 FX , платформа Socket A продолжает жить и развиваться. Не так давно мы уже рассматривали новый чипсет KT880 от VIA с поддержкой двухканального режима работы DDR -памяти (см. майский номер "Игромании "), который показал достойные результаты, конкурируя с nForce2 Ultra 400. Но nVidia не захотела сдавать лидирующие позиции на этом рынке, и теперь компания анонсировала третье поколение nForce2 - nForce2 Ultra 400 Gb. Нововведения: гигабитный Ethernet и Serial ATA
В новой версии чипсета специалисты nVidia соединили высокую производительность старого доброго nForce2 с контроллером гигабитного Ethernet от чипсета nForce3 250 Gb . Следует отметить, что в контроллер встроен аппаратный
Что принесет нам новая
реинкарнация nForce2?
межсетевой экран , подробнее о котором мы писали в статье о новом Athlon 64 (см. прошлый номер "Игромании"). Но самое важное то, что в новом чипсете мы теперь увидим поддержку Serial ATA на два порта и 8 портов USB 2.0 .
Чипсет поддерживает организацию массивов RAID 0 , 1 и 0+1 на всех доступных портах ATA (четыре устройства Ultra ATA и два Serial ATA). Так что вряд ли пользователи будут жаловаться на отсутствие хорошей поддержки RAID.
Конечно же, гигабитная версия чипсета унаследовала все другие особенности южного моста MCP-T : звуковой контроллер Audio Processing Unit с поддержкой кодирования/декодирования Dolby Digital и аппаратной совместимостью с DirectX 8 , контроллер 1394a/FireWire и второй сетевой контроллер на 100 Мбит/сек.
Socket A обеспечена
достойная старость.
В качестве альтернативы nVidia предлагает второй южный мост nForce2 RAID MCP, который оснащен контроллером Serial ATA и возможностями RAID, но не имеет гигабитного сетевого контроллера. Обязательно обратите внимание на этот момент при выборе системной платы.
Северный мост System Platform Processor (SPP ) по-прежнему использует интерфейс AGP 8x и двухканальный контроллер памяти, на производительность которого жаловаться не приходится.

Удачный ход nVidia
То, что nVidia обновила свой чипсет, - весть приятная. В новом nForce2 появилось все, что не хватало пользователям платформы Socket A. Конечно, появившийся гигабитный сетевой контроллер будут использовать далеко не все, однако эта опция очень пригодится в будущем. Другое дело, что в чипсете появился контроллер Serial ATA. И теперь пользователи смогут использовать жесткие диски с этим интерфейсом.
Что касается производительности nForce2 Ultra 400 Gb, то тут все по-прежнему. Она находится на высоком уровне, но ничего революционного ожидать не стоит.
Системы на базе Socket A обладают очень привлекательной ценой. Если вам нужна система именно на Athlon XP, то сегодня ее лучше всего построить на материнке с чипсетом nForce 2 Ultra 400 Gb.

Таблица №1

Тестовый стенд
Процессор AthlonXP 3200+ (2200 МГц, кэш L2 512 Кбайт)
Память 2x512 Мбайт Corsair TwinX PC3200
Материнские платы 1. nVidia nForce2 Ultra 400 - ASUS A7N8X
2. nVidia nForce2 Ultra 400 Gb - nVIDIA Reference Motherboard
Графическая карта Asus A9800XT/DVD 128 Мбайт (ATi Radeon 9800XT)
Звуковая карта Terratec Aureon 7.1 Space
Жесткий диск Western Digital WD800JB, 80 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт
Программное обеспечение
Чипсет nVidia Platform Driver 4.24
Графический драйвер ATi Catalyst 4.4
Версия DirectX 9.0b
ОС Windows XP Professional 5.1.2600
Service Pack 1

Таблица №2
Результаты тестирования

ASUS A7N8X (nForce2 Ultra 400)