В 2011 году было утверждено Постановление Правительства РФ № 861 о создании единого ресурса «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». ФРГУ создан для контроля над предоставлением населению сервисов со стороны администрации, МВД, образовательных и медицинских учреждений, внебюджетных фондов и других ведомств.

Разделы перечня

Сводная информационная система состоит из четырех разделов:

  • федеральные услуги;
  • сервисы субъектов РФ;
  • муниципальные службы;
  • справочные материалы.

Перечень регулируется законодательными и иными нормативно-правовыми актами (НПА), включая административные регламенты местных властей.

Каждый раздел содержит сведения о деятельности соответствующих ведомств. В части справочного блока содержится информация о местоположении организации, оказывающей содействие гражданам.

Для ведения ФРГУ(Федерального реестра государственных и муниципальных услуг) Правительством РФ определено уполномоченное представительство по заполнению информационного регистра. Размещение и актуализация данных осуществляется ответственными сотрудниками ведомства.

Для предоставления доступа гражданам к функциям различных ведомств создаются региональные перечни и веб-порталы г.

Услуги

ФРГУ должен содержать следующие данные об оказываемом сервисе:

  • наименование органа;
  • нормативно-правовой акт;
  • способ предоставления;
  • срок оказания;
  • документы заявителя;
  • внутриведомственные и межведомственные процедуры.

Реестр был создан с целью решения следующих задач:

  • уменьшение регулирования со стороны государства;
  • повышение качества госуслуг;
  • увеличение эффективности деятельности администраций;
  • информационная открытость для граждан.

Благодаря созданию ФРГУ появились единые требования к структуре и содержанию НПА, регламентирующих порядок реализации полномочий со стороны властей.

Справка: Главной целью создания ФРГУ был перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

Кто имеет право доступа

Войти на веб-портал информационного общества не могут все желающие. Доступ имеют только зарегистрированные пользователи, ответственные за внесение сведений в ФРГУ и имеющие электронно-цифровой ключ, полученный в определенном порядке.

Для оказания помощи гражданам создан портал www.gosuslugi.ru, который напрямую связан с Федеральным перечнем.

Региональный реестр

Административные органы субъектов РФ могут создавать региональные реестры государственных и муниципальных услуг, а также местные веб-порталы госуслуг. В каждой области назначены структурные подразделения, ответственные за формирование перечня. Информация, публикуемая в РГУ, проверяется уполномоченным представителем на соответствие НПА. Также она проходит автоматическую формально логическую сверку в течение одного дня. При выявлении нарушений данные направляются на доработку.

В таких РГУ содержится информация о сервисах, предоставляемых местным самоуправлением. Состав и порядок размещения регламентированы Правительством РФ. Административные регламенты, принятые на региональном уровне, должны быть опубликованы на официальном сайте области.

Принципы взаимодействия при обмене информацией

Для обеспечения работоспособности портала Правительство РФ из числа федеральных органов управления назначает:

  • оператора объединенного реестра;
  • ответственного за ведение справочного ресурса;
  • уполномоченная организация в области ЭЦП.

Каждая структура наделена определенными функциями. Оператор:

  • размещает сведения;
  • обеспечивает круглосуточный, бесперебойный доступ для граждан;
  • входит в состав комиссии по разработке методических рекомендаций;
  • защищает информацию от несанкционированного доступа.

Ведомство, отвечающее за ведение информационного портала, обеспечивает:

  • проверку внесенных данных;
  • разработку методических рекомендаций;
  • мониторинг и анализ функций властей.

Организация, ответственная за выдачу сертификатов ЭЦП, формирует и публикует на «Госуслугах» наименования и адреса удостоверяющих центров, в которые граждане могут обратиться для получения цифрового ключа подписи.

Важно знать: Получателями помощи от муниципальных властей являются физические и юридические лица.

Что переносится на «Госуслуги»

После внесения функции в Федеральный или региональный реестр, она должна быть перенесена на портал государственных услуг в течение трех дней. На «Госуслугах» размещается следующая информация:

  • реестровый номер;
  • наименование;
  • орган исполнительной власти;
  • категория заявителей;
  • необходимые документы;
  • сведения о возмездности;
  • срок оказания;
  • результат;
  • причины отказа;
  • место предоставления;
  • формы заявления;
  • контакты.

Кроме того к каждой функции прописывается порядок досудебного оспаривания действий должностных лиц.

Помимо сведений из сводного перечня оператор вправе опубликовать на интернет-ресурсе www.gosuslugi.ru справочную информацию, определенную Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

Дополнительно

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных ус- луг", постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами испол- нительной власти и органами местного самоуправления с использова- нием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" и в целях повышения качества и доступности предоставляемых органами исполни- тельной государственных услуг на территории города Москвы, в том числе в электронном виде, постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке формирования и ведения Реес- тра государственных услуг города Москвы (приложение). 2. Возложить на функции уполномоченного органа по формированию и ведению Реестра государственных услуг города Москвы (далее - Реестр). 3. Возложить на функции оператора Реестра. 4. обеспечить формирование и ведение Реестра в порядке, определенном настоящим постановлением. 5. Органам исполнительной : 5.1. В срок до 20 декабря 2010 г. представить в сведения о должностных лицах в ранге не ниже заместителя руководителя, ответственных за предос- тавление информации в Реестр. 5.2. В срок до 27 декабря 2010 г. предоставить в Реестр ин- формацию о государственных услугах в порядке, утвержденном пунктом 1 настоящего постановления. 6. Признать утратившим силу пункт 1.3 постановления Прави- тельства Москвы от "О Городской целе- вой программе по административной реформе в городе Москве на 2011-2013 гг.". 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в , руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Ракову А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 14 декабря 2010 г. N 1065-ПП Положение о порядке формирования и ведения Реестра государственных услуг города Москвы 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает порядок формирования и ведения Реестра государственных услуг города Москвы. 1.2. Цель формирования и ведения Реестра - обеспечение ка- чества и доступности государственных услуг. 1.3. Реестр - информационная система, содержащая сведения о государственных услугах города Москвы, оказание которых регламен- тируется законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами предоставления услуг. 1.4. Реестр содержит сведения о следующих услугах: 1.4.1. О государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной и организациями, участвующими в предоставлении этих услуг. 1.4.2. Об услугах, включенных в перечень, утвержденный норма- тивным правовым актом города Москвы, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной государственных услуг. 1.4.3. Об услугах, предоставляемых государственными учрежде- ниями и другими организациями, в которых размещается государствен- ное задание, оказываемых в электронной форме и включенных в пере- чень, утвержденный нормативным правовым актом города Москвы. 1.5. Формирование и ведение Реестра обеспечивает Уполномочен- ный орган. 1.6. Создание и поддержку программно-технических средств фор- мирования и ведения Реестра осуществляет Оператор Реестра. 1.7. Сведения Реестра входят в Сводный реестр - федеральную государственную информационную систему, содержащую сведения о пре- доставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функци- ях, предназначенные для предоставления в установленном порядке по запросам заинтересованных лиц. 1.8. В целях обеспечения доступности информации для заявите- лей сведения об услугах размещаются в федеральной государственной информационной системе - Единый портал государственных и муници- пальных услуг. 2. Формирование и ведение Реестра 2.1. Формирование и ведение Реестра - процедура, обеспечиваю- щая законность, полноту, достоверность и актуальность сведений об услугах города Москвы, размещенных в информационной системе. 2.2. Процедура формирования и ведения Реестра осуществляется путем: - предоставления сведений об услугах; - размещения сведений об услугах. 2.3. Предоставление сведений об услугах в Реестр осуществля- ется органами исполнительной путем заполнения электронных форм Реестра. Предоставление сведений осуществляется в каждом случае установления и (или) изменения сведений, определен- ных в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению. 2.4. В Реестр предоставляются сведения об услугах теми орга- нами исполнительной , которые организуют пре- доставление соответствующих услуг. В случае если в организации предоставления услуги участвуют несколько органов исполнительной власти, то предоставление в Ре- естр сведений об услугах осуществляет орган исполнительной , который организует предоставление заинтересованному гражданину, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу итогового результата услуги. 2.5. Предоставление сведений об услугах в Реестр осуществля- ется в течение 5 календарных дней со дня установления и (или) из- менения сведений, определенных в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению. 2.6. Для выполнения операций по предоставлению сведений об услугах в каждом органе исполнительной назна- чаются лица, ответственные за предоставление в Реестр сведений об услугах. Указанным лицам выдаются сертификаты ключей подписей и средства электронной цифровой подписи. 2.7. Предоставляемые в Реестр сведения об услугах заверяются электронной цифровой подписью лица, ответственного за предоставле- ние в Реестр сведений об услугах. 2.8. Сведения об услугах, предоставленные в Реестр органами исполнительной , подлежат проверке Уполномо- ченным органом на актуальность, полноту, достоверность и соответс- твие нормативным правовым актам, регулирующим предоставление услу- ги. 2.9. Сведения об услугах, оказание которых регламентируется утвержденными нормативными правовыми актами в форме административ- ных регламентов, подлежат проверке в течение 5 календарных дней со дня их предоставления, в остальных случаях - в течение 10 кален- дарных дней. 2.10. Размещение сведений об услугах осуществляется Уполномо- ченным органом путем подтверждения по результатам проверки сведе- ний об услугах, предоставленных в Реестр. Размещенные в Реестре сведения об услугах заверяются электронной цифровой подписью долж- ностного лица Уполномоченного органа. 2.11. Если по результатам проверки сведений об услугах Упол- номоченным органом выявлены нарушения, то сведения об услугах в Реестре не размещаются, а Уполномоченный орган направляет соот- ветствующему органу исполнительной власти уведомление о допущенных нарушениях с предложением об их устранении и повторном предостав- лении сведений об услугах. Повторное предоставление сведений об услугах осуществляется органом исполнительной власти не позднее трех дней с даты уведом- ления о допущенных нарушениях. 2.12. Сведения об услугах исключаются из Реестра на следующих основаниях: - вступление в силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, которыми упразднено предоставление услуги; - несоответствие сведений об услугах, размещенных в Реестре, требованиям настоящего Положения об их полноте и достоверности при условии, что это несоответствие не может быть устранено путем внесения изменений в сведения об услугах. 2.13. Уполномоченный орган организует размещение и актуализа- цию сведений об услугах города Москвы в Сводном реестре в соот- ветствии с действующими нормативными правовыми актами. 2.14. Руководители и ответственные лица органов исполнитель- ной несут дисциплинарную ответственность за полноту, достоверность, актуальность и законность сведений об ус- лугах, предоставляемых для размещения в Реестре, а также за соблю- дение порядка и сроков их предоставления. 3. Уполномоченный орган Уполномоченный орган выполняет следующие функции: - осуществляет проверку законности, актуальности, полноты и достоверности сведений об услугах, предоставленных в Реестр; - готовит методические рекомендации для органов исполнитель- ной по вопросам, связанным с формированием и ведением Реестра; - определяет функциональные требования к программно-техничес- ким средствам формирования и ведения Реестра; - осуществляет контроль за предоставлением в Реестр органами исполнительной сведений об услугах. 4. Оператор Реестра Оператор Реестра выполняет следующие функции: - обеспечивает возможность круглосуточного доступа органов исполнительной к информационным ресурсам Ре- естра; - обеспечивает защиту информации, размещаемой в Реестре, от несанкционированного изменения; - организует регламентированный доступ ответственных лиц к Реестру для предоставления и размещения сведений об услугах и обеспечивает их технической поддержкой; - осуществляет фиксирование и хранение информации об истории изменений сведений об услугах, обеспечивает создание и хранение архивных копий Реестра; - обеспечивает фиксирование и осуществляет хранение сведений о фактах доступа к Реестру, а также об ответственных лицах, осу- ществивших предоставление и размещение сведений об услугах в Ре- естр; - готовит методические рекомендации для органов исполнитель- ной по вопросам, связанным с программно-тех- ническим обеспечением формирования и ведения Реестра. Приложение 1 к Положению о порядке формирования и ведения Реестра Перечень сведений об услуге, в отношении которой утвержден административный регламент ее предоставления 1. Наименование услуги. 2. Наименование органа исполнительной , предоставляющего услугу. 3. Наименование органов исполнительной , без привлечения которых не может быть предоставлена услуга. 4. Наименование административного регламента с указанием рек- визитов утвердившего его нормативного правового акта и источников его официального опубликования. 5. Описание результатов предоставления услуги. 6. Место предоставления услуги (адрес). 7. Сведения об оформляемых в результате предоставления услуги документах. 8. Категория заявителей, которым предоставляется услуга. 9. Места информирования о правилах предоставления услуги. 10. Максимально допустимые сроки предоставления услуги. 11. Основания для приостановления предоставления услуги либо отказа в предоставлении услуги. 12. Документы, подлежащие представлению заявителем для полу- чения услуги, способы получения документов заявителем и порядок представления документов с указанием услуг, в результате предос- тавления которых могут быть получены такие документы. 13. Сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга пре- доставляется на возмездной основе. 14. Информация о внутриведомственных и межведомственных адми- нистративных процедурах, подлежащих выполнению органом исполни- тельной власти при предоставлении услуги, в том числе информация о промежуточных и окончательных сроках таких административных про- цедур. 15. Адреса официальных сайтов органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адреса их элект- ронной почты, телефоны. 16. Сведения о способах и формах обжалования решений и дейс- твий (бездействия) должностных лиц при предоставлении услуги и ин- формация о должностных лицах, уполномоченных на рассмотрение жа- лоб, их контактные данные. 17. Текст административного регламента. 18. Сведения о дате вступления в силу административного рег- ламента. 19. Сведения о периоде действия административного регламента (если срок действия административного регламента ограничен либо административный регламент прекратил действие). 20. Сведения о внесении изменений в административный регла- мент с указанием реквизитов актов, которыми такие изменения внесе- ны. 21. Дата, с которой действие административного регламента временно приостановлено и продолжительность такого приостановле- ния. 22. Дата прекращения действия административного регламента (признания его утратившим силу). 23. Формы заявлений и иных документов, заполнение которых за- явителем необходимо для обращения в орган исполнительной власти для получения государственной услуги (в электронной форме). 24. Фамилии и должности лиц, которые непосредственно заполня- ют электронные формы Реестра соответствующими сведениями, вносят изменения в эти сведения, а также вводят и снимают ограничения по доступу к сведениям, содержащимся в указанном Реестре. 25. Сведения об услугах, предоставляемых организациями, под- ведомственными органам исполнительной власти, а также сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления таких услуг, разме- рах платы, взимаемой с заявителя, если услуга предоставляется на возмездной основе, методиках расчета платы за предоставление услуг. Приложение 2 к Положению о порядке формирования и ведения Реестра Перечень сведений об услуге, в отношении которой не утвержден административный регламент ее предоставления 1. Наименование услуги. 2. Наименование органа исполнительной , предоставляющего услугу. 3. Наименование органов исполнительной власти, без привлече- ния которых не может быть предоставлена услуга. 4. Наименования регулирующих предоставление услуги норматив- ных правовых актов с указанием их реквизитов и источников офици- ального опубликования. 5. Описание результатов предоставления услуги. 6. Место предоставления услуги (адрес). 7. Сведения об оформляемых в результате предоставления услуги документах. 8. Категория заявителей, которым предоставляется услуга. 9. Места информирования о правилах предоставления услуги. 10. Максимально допустимые сроки предоставления услуги. 11. Основания для приостановления предоставления услуги либо отказа в предоставлении услуги. 12. Документы, подлежащие представлению заявителем для полу- чения услуги, способы получения документов заявителем и порядок представления документов с указанием услуг, в результате предос- тавления которых могут быть получены такие документы. 13. Сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления услуги и размерах платы, взимаемой с заявителя, если услуга пре- доставляется на возмездной основе. 14. Информация о внутриведомственных и межведомственных адми- нистративных процедурах, подлежащих выполнению органом исполни- тельной власти, при предоставлении услуги, в том числе информация о промежуточных и окончательных сроках таких административных про- цедур. 15. Адреса официальных сайтов органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адреса их элект- ронной почты, телефоны. 16. Формы заявлений и иных документов, заполнение которых за- явителем необходимо для обращения в орган исполнительной власти, в целях получения государственной услуги (в электронной форме). 17. Сведения о способах и формах обжалования решений и дейс- твий (бездействия) должностных лиц при предоставлении услуги (ис- полнении функции) и информация о должностных лицах, уполномоченных на рассмотрение жалоб, их контактные данные. 18. Сведения о подготовке проекта административного регламен- та органом исполнительной власти. 19. Текст проекта административного регламента. 20. Сведения о размещении (с указанием даты и реквизитов до- кумента) проекта административного регламента на официальном сайте органа исполнительной власти, разрабатывающего проект администра- тивного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети Ин- тернет. 21. Сведения о получении (с указанием даты и реквизитов доку- мента) предложений от заинтересованных организаций и граждан на проект административного регламента. 22. Сведения о направлении (с указанием даты и реквизитов до- кумента) проекта административного регламента на независимую экс- пертизу. 23. Сведения о периоде приема заключений по результатам неза- висимой экспертизы проекта административного регламента. 24. Сведения о получении (с указанием даты и реквизитов доку- мента) заключения по результатам независимой экспертизы проекта административного регламента. 25. Текст вывода независимой экспертизы проекта администра- тивного регламента. 26. Наименование и реквизиты приказа об утверждении админист- ративного регламента уполномоченным должностным лицом. 27. Дата представления административного регламента на госу- дарственную регистрацию. 28. Дата государственной регистрации либо отказа в государс- твенной регистрации административного регламента. 29. Дата официального опубликования административного регла- мента, прошедшего государственную регистрацию. 30. Дата вступления в силу опубликованного административного регламента. 31. Сведения о размещении на официальном сайте органа испол- нительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интер- нет утвержденного административного регламента. 32. Результаты анализа практики применения административного регламента. 33. Фамилии и должности лиц, которые непосредственно заполня- ют электронные формы Реестра соответствующими сведениями, вносят изменения в эти сведения, а также вводят и снимают ограничения по доступу к сведениям, содержащимся в указанном реестре. 34. Сведения об услугах, предоставляемых организациями,подве- домственными органам исполнительной власти, а также сведения о возмездности (безвозмездности) предоставления таких услуг, разме- рах платы, взимаемой с заявителя, если услуга предоставляется на возмездной основе, методиках расчета платы за предоставление услуг.

Межведомственная государственная информационная система Свердловской области № ИС-14/0010. Введена в действие Постановлением Правительства Свердловской области от 19.01.2012 № 17-ПП "О региональных государственных информационных системах «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Свердловской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Свердловской области».

Cистема «Реестр государственных и муниципальных услуг» предназначена для сбора и хранения информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (функций) органами власти, а также обеспечения единства и непротиворечивости нормативно-справочной информации (НСИ) в Системе порталов государственных услуг (СПГУ).

Реестр ведется в целях обеспечения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, физических и юридических лиц полной, актуальной и достоверной информацией о предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти Свердловской области государственных услугах (функциях). Основным назначением реестра является размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Для заполнения реестра государственных и муниципальных услуг используется программа «РГУ-клиент».

Если у вас возникла проблема при работе с РГУ:

Mozilla Firefox , КриптоПро Fox Chrome

Авторизация осуществляется с действующими учётными записями РГУ 3.0. Авторизация по сертификатам ЭП возможна при предварительном предоставлении сертификатов в службу техподдержки с однозначным указанием пользователя – владельца сертификата. Авторизация через ЕСИА временно не поддерживается.

Инструкция по получению доступа и настройке региональной государственной информационной системы «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Свердловской области»
  • Информационная система «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Свердловской области» версии 4 (РГУ 4) доступна пользователям в сети Интернет по адресу
  • Работа в РГУ 4.0 осуществляется в браузерах Mozilla Firefox , КриптоПро Fox (для пользователей, применяющих ЭП), Chrome . Работа в браузерах IE не поддерживается.
  • Доступ новых пользователей в РГУ 4 осуществляется на основании официального письма в адрес оператора системы ГБУ СО «Оператор электронного правительства» по с приложением заявки по форме
  • Актуальные сведения, полное руководство пользователя РГУ 4, методические рекомендации размещены на странице РГУ 4 по ссылке

    Статья 11. Реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг

    1. Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

    2. Федеральный реестр государственных услуг содержит сведения:

    1) о государственных услугах, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов;

    2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственных внебюджетных фондов государственных услуг и включены в перечень , утвержденный в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9

    3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых федеральными государственными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств федерального бюджета;

    4) иные сведения в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

    4. Реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации содержит сведения:

    1) о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

    2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

    3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых государственными учреждениями субъекта Российской Федерации и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

    4) иные сведения, состав которых устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    5. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    6. Реестр муниципальных услуг содержит сведения:

    1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;

    2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

    3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;

    Комментарий к статье 11 ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”

    1. В самом общем смысле реестр представляет собой систематизированный свод данных о конкретном объекте. В данном случае объектом реестра выступают государственные и муниципальные услуги. Данное понятие является ключевым по отношению к установленному Законом порядку предоставления государственных и муниципальных услуг, поскольку определяет их перечень и структуры. В качестве своеобразной формы реестра государственных и муниципальных услуг может выступать единый портал и региональные порталы услуг. В данном случае нарушается общий принцип формирования реестров, установленный настоящей статьей.

    По общему правилу формирование реестров услуг осуществляется в соответствии с их видами, что предполагает выделение трех видов реестров:

    – федерального реестра государственных услуг, который является единым на всей территории государства и включает в себя перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями;

    – регионального реестра государственных услуг, который формируется на территории отдельного субъекта РФ и отражает совокупность государственных услуг, предоставляемых органами власти соответствующего субъекта РФ. Указанные реестры в отношении отдельных субъектов РФ могут различаться по их содержанию;

    – реестра муниципальных услуг, который формируется каждым муниципальным образованием либо при участии органов государственной власти субъекта РФ. Данный реестр имеет территориальное ограничение, обусловленное административно-территориальным делением субъекта РФ, т.е. территорией конкретного муниципального образования.

    Однако ч. 1 настоящей статьи не отражает в полной мере указанной системности реестров государственных и муниципальных услуг, предусматривая лишь их разграничение по видам соответствующих услуг на реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

    1. Общая система реестров отдельных видов услуг предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 “О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет”, которое выделяет в единой системе информационного взаимодействия органов власти (местного самоуправления) с заявителями следующие структурные элементы:

    1) сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) – федеральная государственная информационная система, содержащая сведения о предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функциях (далее – сведения об услугах (функциях)), предназначенные для предоставления в установленном порядке по запросам заинтересованных лиц; сводный реестр состоит из:

    – федерального реестра государственных услуг (функций);

    – реестра государственных услуг (функций) субъектов РФ;

    – реестра муниципальных услуг (функций);

    2) единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) – федеральная государственная информационная система, которая обеспечивает доступ граждан и организаций к части сведений об услугах (функциях), размещенных в сводном реестре, предназначенных для распространения;

    3) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, формируются для обеспечения доступа граждан и организаций к сведениям об услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов РФ, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

    Реестр государственных (муниципальных) услуг (работ) является удобным инструментом для формирования государственных (муниципальных) заданий. Анализ реестров государственных услуг свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъекты РФ и муниципальные образования формируют одноуровневые реестры, что связано с заимствованием формы реестра, утвержденной для федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений. Среди субъектов РФ, формирующих двухуровневые реестры (например, наименование и содержание услуги или вид и наименование услуги), можно выделить Белгородскую, Воронежскую, Саратовскую, Свердловскую, Томскую, Тульскую, Тюменскую области, Приморский край. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в субъектах РФ (муниципальных образованиях) не сложился унифицированный подход к классификации услуг, функций, отсутствуют единые критерии для выделения поставщиков услуг.

    1. Сущность и значение отдельного вида реестров услуг определяется через его содержание, т.е. посредством определения совокупности сведений о предоставляемой государственной или муниципальной услуге. Общий перечень таких сведений применительно к отдельным видам реестров определен положениями настоящей статьи. Несмотря на разграничение внутреннего содержания реестров каждого вида, анализ положений настоящей статьи свидетельствует об их единстве. Так, в реестре любого вида подлежат в обязательном порядке отражению следующие сведения:

    1) сведения о предоставляемых услугах предусматривают совокупность сведений, позволяющих отграничить ее от иных услуг, включенных в состав реестра. При определении информации о предоставляемых услугах существенное значение приобретает административный регламент, применительно к которому устанавливается совокупность необходимых данных. Основанием разграничения отдельных услуг служит их наименование, которое в обязательном порядке подлежит отражению в реестре. Наименование услуги позволяет отграничить ряд аналогичных по своей сущности видов деятельности друг от друга. Функциональное разграничение услуг может производиться применительно к видам органов власти или местного самоуправления, которые их предоставляют. Отражение указанных сведений позволяет разграничить услуги по отдельным ведомствам. К числу обязательных сведений, включаемых в содержание реестра, относятся:

    – описание результатов предоставления услуги (исполнения функции);

    – места информирования о правилах предоставления услуги;

    – максимально допустимые сроки предоставления услуги (исполнения функции).

    Особое место в информационном обеспечении предоставления услуги занимает совокупность документов, которые должны быть представлены заявителем для достижения желаемого результата. Практика деятельности большинства органов государственной власти и органов местного самоуправления свидетельствует о том, что отсутствие хотя бы одного из указанных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной (муниципальной) услуги либо приостановления ее предоставления. Существенную помощь в подготовке документов оказывают заявителю разработанные и утвержденные уполномоченным органом власти формы отдельных видов документов – заявлений, уведомлений и т.п. Однако наряду с обязательностью их размещения они насколько упрощают порядок подготовки заявителем, настолько и усложняют его, поскольку в реестре отражается лишь перечень таких форм и не предусмотрены рекомендации, разъяснения по порядку их заполнения, что вызывает необходимость обращения заявителя в уполномоченный орган за разъяснением порядка их заполнения. Применительно к государственным услугам, в отношении которых утвержден административный регламент, к числу обязательных отнесены и сведения о нем. В отсутствие административного регламента в реестре отражаются сведения о его проекте, а также о необходимых и обязательных экспертных заключениях и исследованиях. Таким образом, сведения, составляющие рассматриваемую категорию, направлены на определение наименования отдельных услуг, а также определение общего порядка их предоставления;

    2) сведения о необходимых и обязательных услугах – определение совокупности юридически значимых действий, совершение которых необходимо и обязательно для предоставления соответствующей услуги. Перечень таких услуг устанавливается нормативно-правовым актом субъекта РФ (представительного органа местного самоуправления), при этом критерии отнесения услуг к данной категории в законодательстве не содержатся. Перечень необходимых и обязательных услуг предполагает реализацию подготовительного этапа предоставления государственной либо муниципальной услуги и направлен на обеспечение получения желаемого результата. Такой перечень формируется применительно к каждой отдельной услуге с учетом ее специфики и особенностей ее предоставления отдельным категориям заявителей. По общему правилу совокупность необходимых и обязательных услуг сводится к определению перечня документов, подлежащих представлению заявителем. В отношении данной категории сведений своеобразным образцом выступает единый портал государственных и муниципальных услуг, представляющий по своей правовой природе электронный реестр услуг (см., например, Постановление Правительства Ленинградской области от 30 июня 2010 г. N 156 “О формировании и ведении реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградской области и портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ленинградский области”);

    3) сведения об услугах, предоставляемых в соответствии с государственным (муниципальным) заданием за счет средств соответствующего бюджета. До настоящего времени в регионах и муниципалитетах не сложилась практика формирования реестра государственных (муниципальных) работ, несмотря на то что их выделение крайне важно для формирования и финансового обеспечения задания. Даже если в наименовании государственного (муниципального) реестра услуг присутствует категория работ, то при ближайшем его рассмотрении оказывается, что разграничения между услугой и работой не проведено. Перечень таких услуг, как правило, утверждается уполномоченным органом и предусматривает ряд особенностей их предоставления. В первую очередь такие услуги характеризуются специальным субъектным составом – их могут предоставлять исключительно государственные и муниципальные учреждения и иные организации в соответствии с государственным или муниципальным заказом. Как правило, такие услуги предоставляются в целях обеспечения интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования. Общий перечень таких услуг утвержден распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 729-р и включает в себя сферы деятельности, составляющие приоритетные направления деятельности государства, в том числе в рамках реализации государственных программ:

    – образование;

    – здравоохранение;

    – культура;

    – архивный фонд;

    – интеллектуальная собственность.

    Приоритетными направлениями деятельности субъектов РФ в части предоставления услуг в соответствии с государственным заказом наряду с вышеуказанными являются:

    – социальное обслуживание населения;

    – труд и занятость;

    – физкультура и спорт;

    – строительство.

    К числу услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и другими организациями в соответствии с условиями государственного (муниципального) заказа, относится совокупность услуг, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и организациями, в пределах территории соответствующего муниципального образования, а именно:

    – образование;

    – здравоохранение;

    – культура;

    – жилищно-коммунальное хозяйство;

    4) иные сведения, перечень которых определен уполномоченным субъектом. Данная формулировка указывает на открытый характер перечня необходимых сведений, что предусматривает возможность его дополнения и расширения за счет дополнительной информации, способствующей эффективному предоставлению государственной (муниципальной) услуги. В частности, к числу иных сведений может быть отнесена информация о наличии (отсутствии) утвержденного административного регламента услуги, его проекте, а также проведенных экспертных исследованиях и полученных заключениях. В отношении отдельных видов государственных и муниципальных услуг могут быть определены категории лиц, обладающих правом выступать в качестве заявителя и т.п. Абстрактность формулировки “иные сведения” позволяет трактовать ее с позиции объективной необходимости отражения определенного объема информации для достижения конечного результата формирования реестра – предоставления государственной или муниципальной услуги уполномоченным субъектом и ее получения заявителем.

    Таким образом, положения настоящей статьи свидетельствуют о внутреннем единстве структуры реестра государственных и муниципальных услуг любого уровня, наиболее существенным их отличием выступает сущность указанных положений, которая определяется применительно к отдельным видам услуг, включенных в данный реестр, а также особенностям субъектов, ответственных за формирование и ведение соответствующего реестра.

    В этой связи положения ч. ч. 2, 4 и 6 настоящей статьи по своей сути дублируют друг друга, воспроизводя идентичные предписания в отношении различных видов реестров услуг. При этом положения настоящей статьи не предусматривают каких-либо особенностей формирования и ведения отдельных видов реестров с учетом особенностей составляющих их содержание услуг.

    1. В рамках настоящей статьи законодателем предпринята попытка определить ряд ключевых моментов формирования и ведения реестров государственных и муниципальных услуг на всех уровнях. Закон устанавливает перечень ответственных органов государственной власти и местного самоуправления, к ведению которых относится ведение соответствующего реестра. Правила ведения федерального реестра государственных и муниципальных услуг определены ч. 3 настоящей статьи и предусматривают возложение указанных полномочий на высший орган исполнительной власти – Правительство РФ. Деятельность Правительства РФ охватывает собой не только включение отдельных видов услуг в соответствующий реестр, но также и нормотворческую деятельность по определению порядка ведения реестров, а также особенностям предоставления отдельных видов услуг. Такое правотворчество органа исполнительной власти позволяет адаптировать систему реестров государственных и муниципальных услуг к требованиям объективной реальности с учетом практики реализации положений комментируемого Закона, поскольку Правительство РФ в данном случае в первую очередь выступает в качестве правоприменительного органа, и только во вторую – в качестве правотворческого.

    Следует заметить, что ч. 3 настоящей статьи относит к ведению Правительства РФ формирование и ведение федерального реестра государственных услуг, что не соответствует общей концепции информатизации данной сферы, поскольку по общему правилу его полномочия затрагивают не только федеральный реестр государственных услуг, но и сводный реестр государственных и муниципальных услуг, а также формирование и ведение единого портала государственных и муниципальных услуг. Компетенция Правительства РФ определяется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, что предполагает соответствие предписаний комментируемого Закона и настоящей статьи в частности, в том числе установление соответствия компетенции указанного органа власти положениям нормативного акта специального регулирования.

    1. Второй уровень реестров представлен региональными реестрами государственных услуг, формирование и порядок ведения которых определяется ч. 5 настоящей статьи и предусматривает определение указанного порядка высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Как правило, в качестве такого органа выступает правительство субъекта РФ.
    2. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляется в соответствии с предписаниями ч. 7 настоящей статьи, относящей определение такого порядка к компетенции местной администрации. Фактически же местная администрация не только определяет порядок формировании и ведения реестра муниципальных услуг, но и сама реализует указанные функции.

    Положения настоящей статьи являются сравнительно новыми, в связи с чем большинство установленных ею видов реестров государственных и муниципальных услуг находятся в стадии формирования и развитие данного процесса предполагает корректировку как практики ведения реестра, так и предоставления отдельных видов государственных и муниципальных услуг, что, в свою очередь, предполагает установление соответствия положений комментируемого Закона и предписаний ряда иных нормативных актов, в том числе и подзаконных, условиям объективной реальности.